Чтение новостей с политических лент вызывает ощущение того, что попал под обложку то ли антиутопии, то ли постапокалипсиса (в последнем случае – где-то в район начальных глав). И самым лучшим лекарством от этого служит классика. Те книги, которые писали стратег наемников и госизменник Афин Ксенофонт, политтехнолог Платон, чиновники городского самоуправления Плутарх и Макиавелли, консулы Тацит и Плиний, воспитатели наследников царств Аристотель и Жуковский, министры Гиббон и Мальро, премьеры Черчилль и Фор, генералы де Лакло и Крылов…
Они, эти книги, отличаются от тех текстов, что сочиняли всякие там разночинцы в своих мансардах, беспощадным отображением реальности. Знанием тех потайных пружинок, которые и приводят в действие вечную павану человеческих и государственных деяний. (Разночинцы-то тоже писали хорошо, но грустно – им можно верить в описании ада жизни «Бедных людей», страданий тех, символом жизненного успеха для которых является «Шинель»…) А вот после книг классиков первого ряда на губах отныне и вовек застывает циничная усмешка, которую не в силах стереть любые обстоятельства – их можно встретить, как встретили судьбу последние римляне, полководец Аэций и магистр оффиций Боэций…
Из российских авторов место в плеяде классиков первого ряда по праву принадлежит вице-губернатору Михаилу Евграфовичу Салтыкову. Он же – компетентнейший журналист и беспощадный сатирик Николай Щедрин. Академическое собрание сочинений этого автора – двадцать два тома, двадцать четыре книги – наилучшее средство и от уныния, и от удивления, возникающего при чтении общественно-политических новостей из страны родимых осин (да, впрочем, и любой иной…). Подтверждает он в художественных образах вечное – Quod fuit, ipsum est, quod futurum est. Quod factum est, ipsum est, quod faciendum est: nihil sub sole novum.
Ну, вот вечные для хайтек-изданий проблемы образования и сотрясавшей недавно научное сообщество реформы РАН. Ведь сказано все у Михаила Евграфовича – «Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний. Во-первых, правило сие вполне согласуется с показаниями сведущих людей и, во-вторых, установляет в жизни вполне твердый и надежный опорный пункт, с опубликованием которого всякий, кто, по малодушию или из хвастовства, вздумал бы против оного преступить, не может уже сослаться на то, что он не был о том предупрежден.»…
Вот и все… Не неудачник какой озлобленный писал – видный чиновник, редактор влиятельного издания. Знающий жизнь российского общества «от и до»… «Дневник провинциала в Петербурге», 1872 год, десятый том указанного собрания сочинений. Читаешь – и все сразу встает на свои места, сразу исчезают все резоны и удивляться, и расстраиваться…
А вот когда читаешь научно-технические новостные ленты – увы, иноязычные – то ощущаешь себя попавшим под обложку книги в жанре твердой научной фантастики, самого что ни на жюльверновского толка. Новинки идут таким потоком, что даже трудно решить, о чем стоит написать. И вот одна из них, абсолютно рядовая, но фантастически наглядная. Видеопрогулка по Амстердаму с ноутбуком, сопровождающаяся текстовыми комментариями.
Ничего удивительного – цифровая техника сделала такие видеоотчеты самыми что ни на есть привычными. Нужно редкостное искусство, чтобы избегать просмотра такого рода материалов, правда не с титрами, как в эпоху 8-мм кинокамер, а акустических, привезенных из ближних и дальних заграниц. Но вот этот ролик совсем иное – NeuralTalk and Walk… По Амстердаму гуляет компьютер, комментирующий то, что видит его веб-камера…
Качество комментариев можете оценить сами – внимания хватит, ролик коротенький. И сами можете познакомиться с кодом – его любезно выложили (кажется с некоторыми изменениями…) вот здесь – NeuralTalk2. То есть – общедоступное устройство уже умеет разглядывать окружающее, и рассказывать об этом окружающим. Вполне внятно рассказывать – обмануть его, конечно можно, но ведь и в «Занимательной физике» Якова Исидоровича Перельмана с дореволюционных времен присутствовал раздел «оптических иллюзий».
Классифицируем это устройство. Это в равной мере продукт и Больших Данных и Обучаемых нейросетей. Объем данных, которые гонит в реальном времени видеокамера, действительно можно считать большим относительно задействованных мощностей. Обрабатывается он без заданных паттернов – не знаем мы заранее, что увидим на улице. Так что это Большие Данные во всей красе.
Ну а технология их обработки – это нейросеть. Повторимся – любезно представленная вниманию каждого желающего. И все вместе это говорит о подлинной революции в ИТ. Человек-то массовом варианте ничего другого не может делать. Смотрит на то, что вокруг. Интерпретирует это в соответствии со словарным запасом. Это все!
И вот мы получаем предельно доступное и легко тиражируемое устройство, которое умеет делать то же… Которое предельно легко может быть объединено с другим устройством, ну, например роботом-уборщиком. Станет кататься. Мести и мыть полы, и рассказывать о происходящим на местности. Не гнать видеопоток, а рассказывать то, о чем видит. Народный акын – «Что вижу, о том пою…»!
Ну, или штурман Российского флота, встарь заполнявший судовой журнал по принципу «Пишем, что наблюдаем. Чего не наблюдаем – не пишем»… Или надсмотрщик – катающийся среди группок метущих асфальт гастарбайтеров, и стучащий в ЖЭК о том, кто метет некачественно. Инвентаризатор на складах, специалист приглядывающий за выкладкой товаров на полках гипермаркетов. Масса приложений – было б желание приложить руки!
И все это вполне доступно. Стандартные комплектующие «железа». Обнародованные программы. Несекретные – в общих чертах – методики обучения нейросетей. Масса мест, где эти технологии можно применить. Надо только брать и делать. Это революция. Единственная революция, которую стоит считать позитивной – революция технологическая. Революций социальных хотелось бы избежать. А вот избежать участия в технологической революции – не хотелось бы! (Хотя все вполне может оказаться и наоборот…)
Посмотрите еще раз и внимательней – компьютер с доступным программным обеспечением демонстрирует, что при условии надлежайшего обучения может решать задачи, которые в массовом порядке совсем недавно мог решать лишь человек. Да, пока мы читаем такое – «Дополнительно обострил ситуацию рост безработицы. По данным МЭР, по итогам октября доля безработных в России с исключением сезонного фактора выросла до 5,6% экономически активного населения. При этом наиболее высокий уровень безработицы наблюдался среди россиян в возрасте до 19 лет (30,3%), а также тех, кому сейчас от 20 до 24 лет (15,3%).». Но вот какие проблемы предвидят видные государственные деятели:
Звонок в местную службу занятости подтверждает это мнении, безработица в регионе 0,7%. Изобилуют экономисты-юристы. Нет сварщиков, станочников, монтажниц… И проблема эта будет только усугубляться – многочисленные поколения будут уходить с рынка труда, приходить на него станут малочисленные дети кризисных времен… И решение – вот оно, массовая роботизация экономики. Или технологическая революция, или социальные проблемы!