Террористический след в трагедии российского авиалайнера над Синаем, увы, подтвердился. Цифровой документ, указывавший на это с первых дней, оказался подлинником. Но точка ещё не поставлена. Главные вопросы связаны теперь с «землёй», где всё и началось: как, кто, когда пронёс бомбу на борт? Что в свою очередь выводит на ещё один интереснейший эпизод, связанный с обеспечением (в том числе) авиабезопасности. Я говорю о бомб-детекторе ADE 651 и его многочисленных вариациях.
Если вы никогда о нём не слышали, то прошу поверить мне на слово: изложить его историю так, чтобы она сразу не показалась вам смешной или придурковатой, весьма непросто. Полагаю, начать следует с изложения её в том виде, в каком её желал бы лицезреть сам производитель этого высокотехнологичного прибора — ныне несуществующая британская компания Advanced Tactical Security & Communications Ltd (ATSC, примерный перевод: ООО «Продвинутая тактическая безопасность и связь»). Основанная в конце 90-х, большую часть денег она заработала на приборе под названием Advanced Detection Equipment или, коротко, ADE, выпускавшемся во множестве модификаций с различными цифровыми индексами. Впрочем, особого смысла в индексах не ищите: все варианты ADE, на которых компания за десять лет «подняла» десятки миллионов, если не сотни миллионов долларов, так вот все варианты изнутри практически идентичны.
Самая популярная модификация — ADE 651 — представляет собой портативный, удерживаемый одной рукой, прибор, для обнаружения взрывчатых веществ, наркотиков, оружия, слоновой кости, людей и многого другого. Заявленный принцип действия варьировался со временем, но в общем можете считать, что в основе — «электростатическое магнитное ионное взаимодействие» (если формулировка показалась вам бессмыслицей, опять же не придавайте пока этому значения).
Эксплуатация выглядит следующим образом. Пользователь вставляет в ADE карту памяти, «запрограммированную» на вещество нужного типа, после чего делает несколько шагов или просто перебирает ногами по полу, ибо источника питания в ADE нет и работает он от статического электричества. Затем следует выдвинуть антенну (штырь от радиоприёмника) и принять «правильное психофизиологическое состояние»: не слишком напряжённое, но и не слишком расслабленное, очистить голову от посторонних мыслей, сосредоточиться на задаче. Антенна легко колеблется в горизонтальной плоскости — и если искомое вещество находится неподалёку, она на него укажет.
Продавали этот и ему подобные приборы очень недёшево: за тысячи и даже десятки тысяч долларов штуку. Однако учитывая, что покупателями в большинстве случаев выступали армия, полиция, государственные службы безопасности, не удивительно, что зарабатывал производитель очень хорошо. Джеймс МакКормик, основатель, руководитель, главный (и единственный) инженер, а также сборщик, испытатель, дизайнер и продавец ATSC, вёл роскошную жизнь — с многочисленными домами, яхтами, автомобилями. И лишь после скандала, инициированного британскими СМИ, в 2010-м он был арестован по подозрению в мошенничестве, а в 2013-м приговорён к десяти годам тюрьмы. Где сейчас и пребывает.
Вы, конечно, заподозрили обман. Опытному человеку хватит нескольких характерных деталей — вроде отсутствия источника питания и бреда про «очищение разума». Тем удивительней, что МакКормику удавалось годами водить за нос тысячи человек! Его ADE — суть, творческое переложение древней техники лозоходства. На самом деле никакой электроники внутри прибора нет и даже антенна движется лишь вследствие дрожания рук и дуновения воздуха. Хуже того, обман был раскрыт ещё в конце 90-х, когда в Соединённых Штатах серьёзные исследователи подвергли анализу несколько подобных устройств (вот вердикт сотрудников Sandia Labs относительно одного из них: «Результаты работы … не превосходят случайных»). МакКормик не был изобретателем, он просто стащил чужую идею и адаптировал её к современным реалиям.
В 90-е годы в Штатах подобные псевдодетекторы предлагались забавы ради, для поиска кладов и потерявшихся шаров в гольфе. Но Джеймс уловил, куда дует ветер и сделал ставку на терроризм. Рынком сбыта для него стали страны Ближнего Востока и Африки: Ирак, Пакистан, Ливия, прочие, но даже и Грузия, и Бельгия (в общей сложности два десятка государств). Пользуясь невежеством и страхом, а когда требовалось, то и подкупая, он заработал миллионы.
И, конечно, МакКормик не был единственным. Он просто стал самым знаменитым. Были и другие, кто копировал уже его продукт: так появились GT200, Sniffex, Alpha 6 и прочие («Компьютерра» писала о них пару лет назад). Все их выдаёт торчащая антенна, отсутствие источника питания и псевдонаучная галиматья в документации. К настоящему времени по крайней мере в развитых странах их узнают на раз, но вот в странах третьего мира пока ещё не всегда. И с этим связана вторая часть истории.
Дело в том, что британские журналисты — сперва из таблоидов, а после и серьёзных изданий — бросившиеся анализировать ситуацию с террористической угрозой на египетских курортах после крушения российского авиалайнера, к ужасу своему обнаружили, что даже службы безопасности крупных отелей Шарм-эль-Шейха (в том числе принимавшие официальных лиц Великобритании) применяют для проверки автомобилей и людей уже знакомые вам приборы с антеннами. Это не был ADE, название на них стояло неизвестное ранее (Anfo Rede 1, в частности), но во всём остальном это были те же самые подделки под детекторы бомб, за изготовление которых только в Англии отбывают многолетние сроки минимум четверо человек. Открытие было сделано ещё в первой половине ноября, когда британских туристов только начали эвакуировать из Египта.
С тех пор многое удалось прояснить. Судя по всему, государственные органы Египта от ADE и ему подобных приборов уже отказались, но большие их партии, приобретённые ранее, попали в руки частных лиц — и вот тут-то они переживают второй всплеск популярности. Службы безопасности гостиниц, применяя их, очевидно, исходят из принципа «не повредит».
К сожалению, они ошибаются. Как хорошо сказал кто-то из (настоящих) исследователей, характеризуя ADE 651: всё это смешно, пока не коснётся вас лично. Считается, что кустари, продававшие фиктивные бомб-детекторы, косвенно виновны в гибели сотен человек. Ведь армия и полиция двух десятков государств годами всерьёз полагались на результаты проверок с помощью таких приборов — и, конечно, сталкивались с настоящими убийцами, которые проходили через пропускные пункты с динамитом и оружием незамеченными.
Проявление фиктивных детекторов в Шарм-эль-Шейхе заставляет задаться и вопросом, не сыграли ли они роль в гибели нашего авиалайнера. Теперь, когда факт подрыва самолёта признан, можно ожидать судебных исков к египетской стороне — которая, вероятно, проявила халатность, приведшую к гибели людей. Если удастся подтвердить (например, записями с камер наблюдения), что и в аэропорту Шарм-эль-Шейха применялись ADE 651 или ему подобные устройства, у родственников погибших будет сильный аргумент в грядущем споре.