У подавляющего большинства людей горизонт планирования крайне короток. Ну, вот просачивающиеся на экраны федеральных телеканалов – странно, что так медленно идет процесс перехода на 4К вещание, уже имеющее место на российских «тарелках» – вести про протесты дальнобойщиков. Протестуют они сейчас, в ноябре 2015 года, но система оплаты-то начала создаваться в нынешнем формате летом 2014 года. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662-р, отнюдь не секретным… Но тогда все были спокойны, как удавы, переваривающие кролика.
Или вот такое забавное сообщение из автомобильной сферы – «Треть российских автовладельцев стала экономить на страховке машины». Причем в заголовке проблему приуменьшили – «35% автовладельцев стали экономить на страховании своей машины», а «Чуть менее 1% российских автовладельцев в период кризиса отказались страховать свой автомобиль даже по ОСАГО». То есть – желание сэкономить прямо сейчас гарантирует, с неумолимостью закона больших чисел, проблемы завтра. А тот замечательный один процент, закосивший от ОСАГО, гарантирует возвращение старых-добрых методов вышибания долгов… Готовьтесь!
И если смотреть с длительным горизонтом планирования, то системы взимания платы за проезд большегрузов являются не самой большой проблемой водителей. Куда сильнее их должно было бы волновать – ну, будь у них привычка к размышлениям и возможность, придя на обед, разглядывать за десертом на экране закрепленного на стене старого планшета технологические новости – сама перспектива существования их профессии. Которая примерно такая же радужная, как была у неандертальских охотников-копейщиков при появлении конкурентов-кроманьонцев с их луками…
(Кстати – в очередной раз рассказать о реальном соотношении гражданских и военных технологий. Копье как гражданская, то есть охотничья технология, уступило луку при переходе от немногочисленных неандертальцев к кроманьонцам, которые кормились стреляя козулек-зайчиков, а то и белочек каких… Копье осталось лишь в качестве узкоспециализированной медвежьей рогатины. А вот в военном деле – наоборот. Копье было основным оружием у тех, кто пришел в Элладу после Темных Веков 1.0 и сохранило свою роль до фаланги Александра.)
Дело в том, что автомобильные гиганты перестало удовлетворять качество такой весьма распространенной детали, как белковая прокладка между рулем и креслом водителя. Именно по вине этой детали и происходит более четырех пятых аварий. Вице-премьер РФ Сергей Иванов давно еще говорил, что «По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери экономики нашей страны от дорожно-транспортных происшествий составили 5,5 триллиона рублей. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период».
Хорошее сравнение. Зримое такое и наглядное… И резко снизить этот ущерб можно одним лишь способом – избавившись в контуре управления автомобилем от тех, кто совершает четыре пятых аварий. Цена вопроса очень уж велика – тем более ущерб от потери человеческих жизней в стране родимых осин по обыкновению радикально занижается. И это не какое-то местное явления – автоматизация вождения автомобильного транспорта есть глобальный императив.
Ну, вот смотрим оценку известной консалтинговой фирмы Boston Consulting Group – The Rise of Robotics. Согласно ей, объем продаж рынка технологий автономного вождения к 2025 году достигнет 42 миллиардов долларов, а доля автономных машин в общей структуре планетарного авторынка составит к этому времени 12–13%, или 14,5 миллионов машин, из которых порядка 600 тысяч будут полностью автономными. Немного? Но посмотрите, даже в столицах, сколь много катается заднеприводных машин отечественного производства, порой выпущенных в СССР…
Несколько более оптимистичны эксперты McKinsey Global Institute, допускающие рост доли автомобилей-бесшоферников до одной пятой общего числа. И экономию в триллион долларов в год, прежде всего за счет сокращения гибели людей где-то процентов на семьдесят. Ну а уж американский Институт инженеров электротехники и электроники (IEEE) полагает, что к 2040 году парк машин с автономными технологиями составит три четверти от общего числа автомобилей во всем мире. Причем можно смело считать, что оставшаяся четверть будет бегать по дорогам тех стран, где человеческая жизнь недорога…
Кстати, если в Юго-Восточной Азии изобильное местное население, набивающееся в ярко раскрашенные автобусы, переделанные из грузовичков, смотрится вполне органично, то в малолюдной России любовь жителей – и бедных регионов, и богатых столиц – к «маршруткам» вызывает некоторое замешательство… Особенно когда по тем же маршрутам ходят полномерные автобусы, с куда более высокой безопасностью. Но это так, отвлечение, рассеянные наблюдения за обгоняемыми набитыми как селедочные банки маршрутками и полупустыми приличными автобусами…
А возвращаясь к документам BCG: Autonomous car market to hit 42 billion by 2025, мы можем лишь признать правоту руководившего подготовкой этого документа Томаса Даунера (Thomas Dauner) о том, что автомобильную отрасль ждут в ближайшее время радикальные изменения, с которыми она не сталкивалась уже целый век – ведь электрическая карета скорой помощи присутствует уже в американском сериале «Больница Никербокер»…
Речь идет – и неизбежно идет – об отмирании самой концепции индивидуального вождения. Автотрассы и автотранспорт на них обречены превратиться в интегрированную цифровую систему. Интенсивный обмен данными между автомобилями, между автомобилями и цифровыми дорожными знаками, между участниками дорожного движения способно радикально снизить аварийность на дорогах, сведя практически к нулю гибель людей в авариях. Одновременно эти системы способны заметно повысить эффективность использования ограниченного ресурса, которой является пропускная способность дорожной сети, особенно городской.
И все это уже наблюдается в реальности – «Автоматическая система экстренного торможения (AEB) снижает количество столкновений автомобилей на скорости до 60 км/ч на 38% – эта статистика стала результатом исследования Страхового института дорожной безопасности (IIHS) и Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA) США.» («Автоматическая система экстренного торможения автомобиля стала базовой опцией») Снижение столкновений сопровождается и аналогичным падением уровня травматизма, что куда важнее, чем битое железо…
И переход к этому видится крупнейшим автопроизводителям примерно так, как рассказал агентству Bloomberg (Can Detroit Beat Google to the Self-Driving Car?) Марк Ройс (Mark Reuss), глава департамента развития продуктов GM. Если в 2010 году машину вел полностью водитель, а в 2016 году машину ведет преимущественно водитель , то машину в 2020 году будет вести преимущественно автомобиль, а в 2025 году автомобиль будет вести машину полностью. Причем сам Марк Ройсс машину водить любит – но прекрасно понимает, что роботизации транспорта альтернативы нет…
И в процесс этот включаются уже не только ИТ-гиганты, вроде Google, но и гиганты автомобильного мира, такие как GM. Так что тем, кто намерен жить на этой планете в следующем десятилетии, следует задуматься над неизбежным приходом нового. Тем, что профессия шофера исчезнет как таковая, утащив за собой в небытие и смежные сервисы и бизнесы, вроде придорожных харчевен и ночлежек, равно как и «плечевых»… Тем, что пассажирский автотранспорт в значительной степени не только автоматизируется, но и муниципализируется, скорее всего станет ресурсом разделяемого использования…
Обратите внимание – к этому ведут не активисты левых взглядов, такие, кто объявляет конкурс фантастических рассказов «СССР-2061». К этому ведут крупнейшие корпорации планеты… В этих играх Детройт, твердыня индустриальной эпохи, не намерен уступать побережьям США, где гнездятся мегакомпании эпохи информационной. Неизбежность такая – каковую лучше осмысливать прямо сейчас.