Структура мошенничества в российском бизнесе

В этом году российские деловые круги несут убытки не только из-за санкционного давления и курса валют. Аналитики отмечают увеличение числа атак на системы автоматизации бизнес-процессов и связанный с ними рост потерь от мошенничества. В абсолютных значениях эффект выражается суммами в десятки миллиардов рублей по каждой отрасли.

Специалисты компании «Инфосистемы Джет» выполнили оценку потерь российского бизнеса от мошенничества, исключив случаи физической кражи денежных средств и материальных ценностей. Все инциденты были разделены по трём ключевым сферам отечественного бизнеса: кредитно-финансовые организации, ритейл и телеком.

Больше всех в абсолютных цифрах пострадали от различных видов мошенничества телекоммуникационные компании. Рассинхронизация биллинга (в том числе умышленная), нелегальная терминация трафика и другие схемы обмана привели к убыткам на сумму 21,758 млрд рублей. Однако по сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос всего на 6,8% – сказывается накопленный опыт борьбы.

slide-2-1

«Здесь характерно увеличение общего числа попыток атак при одновременном уменьшении количества их успешных реализаций», – поясняет Алексей Сизов, руководитель направления противодействия мошенничеству Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет».

Кредитно-финансовые организации тоже активно борются с мошенничеством, но в этом году они потеряли на 26,8% больше, чем в предыдущем. Убытки на общую сумму 8,962 млрд связаны преимущественно с фишинговыми атаками, методами социального инжиниринга, заражением вредоносным ПО и нелегитимной перерегистрацией SIM-карт, использующихся для дополнительной аутентификации при подтверждения банковских транзакций.

Expert_review_itog_Stranitsa_1

«Стоит отметить, что уровень мошенничества по скомпрометированным картам активно теряет свои позиции благодаря требованиям по полному переходу на карты с микропроцессором. При этом мошенничество в интернете набирает обороты, что, впрочем, является выраженной тенденцией уже на протяжении пяти лет», – комментирует Алексей Сизов.

В сфере продуктового ритейла общий объём годовых потерь от мошенничества вырос на 16,2% и составил 6,541 млрд рублей. Основная доля убытков приходится на мошенничество в маркетинге и программах лояльности, а также в логистике. При этом кассовый фрод снизился на десять процентов.

Розничные продавцы электроники потеряли из-за мошенничества ещё больше – 7,025 млрд. рублей (+11,9%). У них сложилась обратная ситуация: логистика хорошо контролируется (убытки в этом сегменте снизились на 5%), а вот кассовое мошенничество растёт (+21,1%). Впрочем, основные убытки всё же связаны с подлогом при оформлении дополнительных сервисов и закупок. Число таких инцидентов выросло соответственно на 86,2% и на 35,3% по сравнению с прошлым годом.

Общие потери от мошенничества по всем проанализироавнным отраслям превышают 50 млрд. рублей, и эксперты «Инфосистемы Джет» считают эти цифры сильно заниженными. «Каждая компания оценивает потери по уникальным критериям, а расчет недополученной прибыли проводит крайне малое количество игроков на рынке», – поясняет Алексей Сизов.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях