Так сложилось, что первые шаги даже очень успешных продуктов не запоминаются. Кто помнит сегодня, каким ужасом была оригинальная IBM PC — с её кассетным накопителем, дефицитом памяти, медленным процессором? Кто помнит зарю глобальной Сети — с постоянно рвущимися соединениями, браузерами, воспроизводящими сырой HTML каждый по-своему? А какими неуклюжими первые наладонники, коммуникаторы, PDA — предшественники смартфона? И вместе с тем присутствовать при рождении и вариться в технологическом бульоне первых лет — бесценно: если затея выгорит, вы лучше многих будете представлять, как высоко она способна забраться.
Именно в таком состоянии пребывают сейчас «умные» часы. Смартвоч, которому от горшка два вершка, от роду чуть больше года — если считать момент пробуждения интереса у больших производителей. Его клянут и хвалят со всех сторон, зачастую понимая одно и то же свойство и как достижение и как промах. В обзорах и отчётах аналитиков такой разнобой, что голова идёт кругом. Но всё встаёт на места, если вспомнить, что речь о продукте, находящемся в самом начале пути. Картинка становится интересной и можно оценить успехи, признать неудачи и выстроить кое-какие планы на будущее.
За неполный год, прошедший со дня последнего разговора о смартвочах в этой колонке (см. «Apple Watch и Великая Часовая Революция»), изменилось многое. И прежде всего — выросли продажи. «Умные» часы считаются сейчас подразделом большой категории wearables, то есть интеллектуальных носимых устройств, где балом правят «умные» браслеты (они же фитнес-браслеты, они же трекеры). Так вот, считая все wearables, за 2015-й год было продано или поставлено продавцам порядка 80 миллионов устройств, что по сравнению с предыдущим годом составляет рост на 200 с лишним процентов. В ближайшие годы темп роста продаж должен сохраниться, но вот лидер поменяется: двигать категорию будут уже не браслеты, а смартвочи. Пока ещё они обеспечивают лишь каждую третью — каждую пятую продажу, но к концу десятилетия, согласно ожиданиям, станут самым востребованным «умным» устройством, носимым на запястье.
И благодарить за это следует не Pebble, не Fossil, не Huawei, не Samsung. Благодарить нужно Apple — которая поимела на буме 2015-го чуть ли не больше всех прочих производителей вместе взятых и которая же, получается, сыграла решающую роль в культивации спроса. Точных цифр нет и вряд ли они вскоре появятся (рынок сыр, да и Apple как всегда секретничает), но даже по грубым прикидкам каждый второй смартвоч, отправленный в магазины, был произведён «яблочниками». Это около десяти миллионов штук, плюс-минус три миллиона, но важнее не абсолютная величина, а то, как выглядят на её фоне другие. Во-первых, практически сбылся весенний прогноз относительно масштабов феномена «умных» часов: одна только Apple по годовым поставкам/продажам уже сравнима со всей часовой индустрией Швейцарии: при сохранении той же рыночной динамики (смартвочи растут, традиционные часы падают), равенство будет достигнуто в течение года-двух. Во-вторых, конкуренты от Apple отстали неожиданно сильно: на всю платформу Android Wear (вторая по популярности операционная система для «умных» часов; применяется множеством производителей) приходится в лучшем случае каждая шестая продажа, в худшем — лишь каждая десятая.
Таким образом смартвоч Apple стал де-факто эталоном моды для производителей «умных» часов — и будто бы логично его копировать. Инвесторы даже наказывают тех, кто не желает следовать в указанном Тимом Куком направлении: например, акции Fitbit обвалились на прошлой неделе после того, как компания (принципиально несогласная с видением Apple) представила свой новый смартвоч, на Apple Watch непохожий. Но несогласных от этого меньше не становится.
Проблема вот в чём. «Умные» ходики Apple представляют, так сказать, традиционный подход к исполнению смартвоча. Это компьютер в миниатюре: с мощной вычислительной частью, богатым набором приложений, вечно жадный до электричества. Не сегодня завтра в нём появятся собственная поддержка сотовой связи, GPS и камера (пусть только фронтальная и невысокого разрешения): анонс новой модели ждут грядущей весной. Однако среди производителей и покупателей немало и тех, кто уверен, что мода на «традиционный» смартвоч временная, что это только всплеск интереса, после которого ситуация вернётся к естественной — а именно, от «умных» часов будут требоваться всего три функции: показывать время, снабжать пользователя уведомлениями и предоставлять базовый «фитнес-функционал» (шагомер, пульсометр и т.п.).
Увы, никто доподлинно не знает, правда ли смартвочу достаточно ограничиться узкой функциональностью, то есть остаться «поумневшими часами» или же стоит накачать функциональные мускулы по максимуму, стать по-настоящему «умным» и не стесняться высокой цены. У каждого производителя своя правда. Fitbit — один из самых успешных на ниве фитнес-браслетов, продукта, трансформирующегося в «умные» ходики. Зато Apple меньше чем за год стала самым успешным производителем «умных» часов.
Однако определиться с функционалом — в интересах самих же производителей. Высказываются опасения, что если покупателю в ближайшие год-два не объяснят, зачем именно ему нужен смартвоч, он (покупатель) переключится на другие высокотехнологичные новинки, вроде дронов, и потеряет к часам интерес. Пока что, за пару лет активного развития, «убойная функция» так и не выявилась — и, с точки зрения простого пользователя, особого смысла таскать на руке дорогущее устройство, дублирующее смартфон и весьма неудобное в смысле интерфейса, автономности, даже габаритов, нет.
Пытаясь предвосхитить, куда смартвоч двинется дальше, аналитики выделяют два направления. Первое, конечно, это повышение ёмкости аккумулятора — который, как стало ясно, просто обязан обеспечить больше суток автономной работы. Второе — имплементация в «умные» часы функций, которые удобней иметь постоянно «под рукой», нежели даже в кармане. Одной из таких может стать электронный кошелёк: расплачиваться с помощью часов предположительно удобней, чем «пластиком», смартфоном и тем более наличными.