Наверное тем, кто в конце сороковых читал в «1984» «It was not true, for example, as was claimed in the Party history books, that the Party had invented aeroplanes» это казалось буффонадой, чисто художественным приемом в духе классического reductio ad absurdum. «Партия изобретающая аэроплан» – это ж надо же… Но дело в том, что в таких доведениях до абсурда оказывается крайне много не только реальности, но и предвидения… Ну, вот «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества» – абсурд из абсурдов…
Фрикасе и рагу из младенцев, хоть и ирландских – ну, как такое может быть… Но вот какая разница между поеданием младенцев, и пересадкой уже шестого сердца… Нет-нет, конечно же, самые политкорректные могут истово верить, что употребляемые для пересадок органы – генетически схожие, к тому же – происходят от добровольцев, которые пожертвовав их общему благу и старательно заботясь о своем теле (никакого холестерина, алкоголя и чреватого ВИЧами-гепатитами развлечения) аккуратненько размозжили себе голову на мотоцикле, имея рядом медицинский транспорт…
В обоих случаях – и в случае фрикасе, и в случае трансплантации – речь идет об усвоении частей одного организма организмом другим. Просто к двадцать первому веку на этом вырос огромный и высокотехнологический бизнес… Кстати, вот вполне диккенсовская история – «Amnesty International заподозрила Apple, Samsung и Sony в использовании детского труда». Правильных исходов у нее может быть два – или технологические гиганты докажут, что Amnesty International клевещет, и разорят ее вчистую. Или Amnesty International – которой трогательно верят адепты политкорректности – должна доказать, что технологические гиганты ну ничем не отличаются от капиталистов эпохи Маркса.
Но вот что-то подсказывает, что все будет идти, как и шло. И Amnesty International продолжит свои обличения, и гиганты индустрии будут получать нужное им сырье… Такие уж правила у этих игр – ну а слишком любознательные и назойливые, вроде лауреата Пулитцера Гэри Уэбба, раскопавшего в девяностые историю про торговлю црушниками кокаином, с обращением доходов на помощь контрас, кончают с собой – причем кончают парой выстрелов в голову. Парой! Что коронер честно и беспристрастно признает самоубийством…
Но вернемся к строкам Оруэлла – именно с ними и только с ними можно сравнить замечательные слова мистера президента Обамы: «Obama: If you’ve been successful you didn’t get there on your own». Отлично! Успехи человека зависят не от него – очаровательнейшая социальная демагогия. Весьма эффективная для побуждения к правильному голосованию тех «трудолюбивых и талантливых людей, кто оказался на обочине жизни». И у кого – хотя они не платят налогов и не прошли армейской службы – в силу особенностей нынешних государственных систем есть право голоса. Каковое право нужно употребить для блага серьезных и солидных людей…
Что и происходит. Вот очень интересная инициатива администрации мистера Обамы – U.S. Proposes Spending $4 Billion to Encourage Driverless Cars. Предлагается истратить четыре миллиарда долларов для того, чтобы поскорее вывести на дороги США автомобили без водителей. Причем деньги эти предполагается тратить не на технику, ни на железо и софт – тут вполне успешно справляются автомобильные и компьютерные корпорации, о чем мы регулярно рассказываем. Нет, деньги эти предполагается истратить на формирование новой системы законов и правил, регулирующих в масштабах страны движение роботизированных транспортных средств.
Тут нужно помнить, что США являются настоящей – а не номинальной – федерацией. Что права легислатур и правительств штатов весьма объемны. Что с одной стороны несколько снижает риск узурпации власти центральной бюрократией, а с другой стороны – это вызывает значительные проблемы при увязке законодательств между собой, что обеспечивает кормовой базой тучные стада высококвалифицированных юристов. Которым, кстати, и поступит львиная доля от вышепомянутых 3,9 гигабаксов…
Алгоритм действий предполагается следующий. Сначала – в течение первых шести месяцев действия программы – будет выпущено руководство по испытанию машин без водителя и “connected vehicles”. Результаты испытаний, проводимых на основе этого руководства, и послужат основой для переговоров автопроизводителей с чиновниками и законодателями различных уровней, в ходе которых и предстоит сформироваться (по вполне итерационной процедуре…) тем законам, которым предстоит регулировать движение бесшоферников (так их что ли обозвать?) по дорогам.
Интерес к внедрению автомобилей без водителя весьма велик. Прежде всего, речь идет о резком сокращении смертности в автотранспортных катастрофах – они уносят в США 32000 жизней в год. («В 2013 году в России в ДТП погибло более 27 тыс. человек» – так что для нас эта проблема стоит куда острее, чем для американцев…) Дальше, идет повышение пропускной способности дорожной сети, сокращение загрязнения окружающей сети и расхода горючего… Транспортные перевозки станут более рентабельными – грузовик-робот не заезжает в мотель дрыхнуть, и в пиццерию трепаться с официанткой, а круглые сутки идет по курсу, повышая фондоотдачу.
Именно в такой последовательности и расставляет приоритеты Министр транспорта США Энтони Фокс (Anthony Foxx) – безопасность, экономия времени и топлива, повышение эффективности… Все вполне соответствует критериям общественной пользы. Тем более, что он говорит, что автомобили-роботы могут спасти 25000 в год, примерно три четверти жизней, теряемых в автокатастрофах. Крайне важный мотив для ускоренного внедрения автомобилей-роботов…
Ну и надо понимать – хоть в инициативе администрации Обамы об этом прямо и не говориться – что заметная часть этих средств неизбежно пойдет на преодоление сопротивления. Ну, вот и в смирной России давеча выражали недовольство дальнобойщики. Причем вполне локальными дорожными сборами – хотя и сборами, заставляющие вспомнить значение латинского слова publican – не ставящими под угрозу существование профессии шофера, как таковой. А дело-то идет именно к этому. Исчезнут дальнобойщики, исчезнут водители развозных фургончиков, исчезнут таксисты…
Выигрыш в безопасности, эффективности и экологии будет достигнут только тогда, когда весь поток станет состоять из бесшоферных машин и обменивающихся между собой в реальном времени “connected vehicles”. Человек в этом потоке будет не просто бесполезен, но и прямо вреден. И его из транспортного потока придется выдавливать. Прежде всего – экономическими методами. Резким повышением страховки для тех транспортных средств, которые управляются ненадежными людьми вместо дисциплинированных роботов. Но и ответственностью производителей роботов за поведение своих питомцев…
Каковая ответственность опять-таки будет – в соответствии с заокеанскими нравами – страховаться и перестраховываться. Будет истребываться и отвергаться в судах – что опять-таки послужит процветанию армий юристов… Которым совсем не лишне кинуть кость в выборный год – это мы про дополнительную мотивацию администрации мистера Обамы. Правда, инициативе предстоит еще пройти Конгресс – где принимаются реальные решения по расходованию бюджета. Но на Капитолийском холме тоже знают, что год выборный…
То есть – к внедрению автомобилей-роботов, к созданию нового гигантского высокотехнологического рынка, делаются реальные шаги. В том числе и на юридическом уровне, уровне регуляции производственных отношений… Когда развитие технологий запрашивает новую структуру законов, они появляются!