Британская авиакомпания-лоукостер EasyJet анонсировала серию тестов гибридной топливной системы на своих узкофюзеляжных пассажирских самолетах для авиалиний малой и средней протяжённости. Если испытания пройдут удачно, ей будет оснащён весь флот компании. Сегодня он насчитывает двести сорок авиалайнеров, включая самый большой в мире парк Airbus A319 с увеличенной дальностью полёта.
Ещё в прошлом году EasyJet заключила с командой разработчиков из Крэнфилдского университета трёхлетний договор о стратегическом партнерстве. Ранее он назывался «Колледж аэронавтики» и «Королевская военная академия», что недвусмысленно говорит о его приоритетных областях исследований. Сегодня на базе этого британско-французского университета создан крупнейший в Европе центр прикладных исследований и разработок в сфере промышленного дизайна.
Разработанная в Крэнфилде гибридная топливная система использует фотоэлектрический слой (тонкие солнечные панели) на фюзеляже. В качестве вторичного источника питания в ней установлены возобновляемые водородные топливные элементы. Для их подзарядки помимо солнечного света также используется рекуперативное торможение. Как солнечная, так и вырабатываемая во время посадки энергия используется для расщепления воды на водород и кислород. Водород поступает в топливные элементы и запасается в них для дальнейшего использования.
По расчётам научной группы утилизация энергии торможения экономит при посадке до 4% топлива. Это позволяет не просто снизить его расход, но и упростить многие операции наземного перемещения самолёта. В сочетании с мотор-колесом (например, в применяющейся http://www.computerra.ru/97302/vstroennyiy-v-koleso-buksir-pomozhet-avialayneram-manevrirovat-na-zemle/ уже два года системой буксировки WheelTug), транспортировка в ангар и со стоянки, руление на взлётно-посадочную полосу и маневрирование фактически можно будет выполнять за счёт дармовой энергии.
При использовании гибридной системы ежегодная экономия топлива у EasyJet должна составить 55’115 тонн. При этом выбросы углекислого газа в атмосферу могут снизиться на 22%, если сравнивать с использованием классических самолётов Airbus A319 и A320 на аналогичных маршрутах.
Несмотря на выделяющийся водород, разработка была оценена экспертами как достаточно безопасная для применения в пассажирских авиалайнерах. Газ распределяется по топливным ячейкам, в которых химическая энергия затем напрямую превращается в электрическую без традиционного для генераторов с ДВС горения. Единственным продуктом реакции остаётся водяной пар, который можно использовать как в самой гибридной системе, так и утилизировать для других технических нужд.
В случае успешных испытаний авиалайнеры с гибридной топливной системой получат название A320neo и начнут эксплуатироваться с июня 2017 года. Ожидается, что затраты на их эксплуатацию удастся снизить на 13 – 15% по сравнению с используемыми сейчас Airbus A320-200.
Среди дополнительных методов экономии топлива и других ресурсов студенты Крэнфилдского университета предложили EasyJet систему сбора дождевой воды, работающую как на стоянке, так и в полёте. Другая перспективная разработка описывает утилизацию энергии набегающего воздушного потока с помощью специфического покрытия несущих плоскостей. По замыслу оно частично копирует акулью кожу, покрытую плакоидной чешуёй. Пока эти проекты выглядят далёкими от реализации научно-фантастическими идеями, но когда-то фантастикой казался и сам полёт.