По какой-то загадочной причине Apple очень везёт на скандалы. Не проходит, кажется, года, чтобы её имя не засветилось в очередной склоке, выросшей вокруг дефекта или тайного свойства её продуктов. Списывать всё на происки конкурентов/недоброжелателей, конечно, удобно, но по большому счёту это ничего не объясняет. Та же Samsung продаёт едва ли меньше и баги в её телефонах тоже находятся, однако сравнимой по масштабу шумихи это не вызывает. Так что скорее здесь что-то с совестью, как говорил незабвенный доктор Гибарян. Лично у меня думать иначе уже не получается: только за последние пять лет я видел и антеннагейт, и гнущийся корпус, и сырые карты, и бракованный аккумулятор — и с регулярностью часового механизма вокруг Apple и её смартфона сейчас гремит новый скандал. Скандал имени Ошибки 53.
Случился он, как и все прочие, совершенно на ровном месте. Толчком послужил даже не выпуск новой модели, а апдейт операционной системы. Некоторые пользователи iPhone 6, получив стандартное сообщение iOS о наличии обновления, соглашались обновление установить и… получали «кирпич», попытка достучаться до которого с компьютера давала лишь ничего не объясняющий текст: Error 53. Случаев таких уже сотни, возможно тысячи (по понятным причинам статистики нет), а пик «эпидемии» пришёлся аккурат на начало февраля.
Поскольку Apple до последнего времени отмалчивалась, а в её официальном каталоге ошибки с номером 53 не было, жертвы и сочувствующие как смогли написали «историю болезни» самостоятельно — и пришли к выводу, что всему виной дефект в iOS, проявляющийся после того, как смартфон подвергся ремонту (меняли экран и/или пальцевый сенсор Touch ID). Но зафиксированы и случаи, когда ошибка проявлялась на устройствах, в ремонтной мастерской не бывавших: повреждённых при падении, но ещё работоспособных, либо вообще не повреждённых внешне.
В любом случае речь о том, что нормально работающий iPhone шестой серии — отремонтированный или нет, но работающий нормально! — после обновления операционной системы превращается в бесполезную железку. После чего его можно выбрасывать, потому что способа вернуть работоспособность не найдено. Данные теряются безвозвратно (надо полагать, за исключением тех, что копировались в «облако»), сам же телефон — только под замену. Сотрудники магазинов Apple долгое время шарахались от ошибки 53 как «от чумы» (это цитата из воспоминаний одного из пострадавших; первые случаи датированы ещё весной 2015-го), давая очень невнятное объяснение: мол, «что-то там внутри сильно повреждено». Если такой телефон находился на гарантии и не ремонтировался, его заменяли новым. Если же были следы ремонта, обладателю указывали на дверь: гарантия аннулирована, поделать ничего не можем! И только на прошлой неделе Apple наконец дала официальный комментарий. Чем подлила масла в огонь.
Так вот, согласно Apple, проблема в том, что сенсор Touch ID, упрятанный в круглую кнопку ниже экрана, каким-то хитрым и уникальным для каждого экземпляра iPhone и iPad образом спарен с чипом, хранящим секретные данные (отпечаток пальца, пароли и пр.). Чтобы гарантировать, что данные по-прежнему в безопасности, iOS после обновления выполняет проверку, действительно ли на телефоне установлен тот самый пальцевый сенсор, который поставили на заводе. Если проверка провалена, можно предположить, что сенсор был заменён и защита скомпрометирована. Вот почему в случае обнаружения подмены сенсора, «в интересах самого пользователя» (цитата!) дальнейшая работа с любыми функциями, связанными с Touch ID, делается невозможной.
Собственно, так оно какое-то время и было, и пользователи относились к этому с пониманием. Но всё чаще вместо частичного отключения функций, iOS, обнаружив несанкционированную замену, стала блокировать вообще весь телефон. Что говорят по этому поводу в Apple? Только то, что если появилась ошибка 53, пользователь должен обратиться в Apple Support. Где ему указывают на дверь, ибо гарантия аннулирована из-за вмешательства посторонних лиц. Вот тут-то и разразился скандал. Пока предполагалось, что Error 53 — лишь случайная ошибка, глюк, была и надежда на его исправление. Но теперь выходит, что Apple умышленно уничтожает работоспособные телефоны! Что это, если не вредительство?
Тут ещё стоит принять во внимание причины, по которым люди чинятся у неофициалов. Чаще всего причина, конечно, денежная. Замена пальцевого сенсора в Apple обходится чуть ли не в половину стоимости нового телефона (по крайней мере в Европе), тогда как мелкие неофициальные мастерские берут за ту же операцию, грубо, вдесятеро меньше. К тому же магазины Apple есть не везде. В странах третьего мира, например, это реальная проблема для туристов, журналистов, бизнесменов: разбил телефон, так что ж теперь, не жить же без него?! И потом, насколько можно понять, никаких «поддельных», «небезопасных» сенсоров для техники Apple пока не существует. В неофициальных мастерских ставят сенсоры, снятые со сломанных устройств, то есть от Apple же. Беда лишь в том, что механизм «спаривания» конкретного телефона с конкретным сенсором Apple держит в тайне. Но кто дал ей право гадить своим покупателям?
Впрочем, будем честными: мнения разделились. Две трети участников обсуждения обозлены и смысл выработанного ими консенсуса сводится к тому, что против Apple пора подать коллективный иск, потребовав компенсации за попрание прав потребителя и наказания за монополистские замашки (судя по новостям последних суток, в Штатах и Великобритании несколько юридических фирм уже занимаются подготовкой исков). В конце концов это даже логично — ждать от такой компании вежливого подхода: ну, сменили сенсор — так предупредите пользователя, что телефон более нельзя считать безопасным. А то ведь получается, что за ремонт шины на автомобиле, выпущенном Apple, в случайной шиномонтажке, автомобиль не просто снимают с гарантии, а уничтожают!
Однако оставшаяся треть участников дискуссии заняла сторону компании. По их мнению, та же аналогия с авто демонстрирует скрытую опасность слишком мягкой реакции. Представьте, что неквалифицированный монтажник заменит блок управления двигателем и это приведёт к аварии. Естественно, публика обвинит Apple! Скомпрометированная система защиты в смартфоне к гибели людей не приведёт, но вот стать причиной опустошения кошелька уже вполне в состоянии.
Самое ужасное, что ситуация в тупике и выход не просматривается. Владельцев «убитых» iPhone можно понять: их лишили работоспособных устройств и теперь предлагают купить новые. Можно понять и Apple: она перестраховывается, её пугает перспектива потери «Айфоном» имиджа защищённого безопасного устройства, который с таким трудом удалось отнять у BlackBerry. Но что дальше? Владельцам мобильных устройств с логотипом яблочка теперь стоит трижды подумать, прежде чем нести свой телефон или планшетку к неофициалам. И покупать iOS-устройство с рук тоже более не рекомендуется. Но даже если Apple пойдёт на уступки и заменит блокировку предупреждением, обладатели её техники будут поражены в правах по сравнению, например, с обладателями аналогичных по функциональности Android-продуктов.
Возвращаясь к вопросу, кто виноват: очевидно, что винить конкурентов бесполезно и бессмысленно. Как и во всех предыдущих случаях, Apple навредила себе сама. Насильно, без предупреждения, без объяснений, уничтожать работающие (и весьма дорогие!) устройства — ну как это называется? Ведь не в XIX веке живём.
P.S. В статье использованы иллюстрации Mike Wehner, Javier Borquez, Patrick Hoesly.