На календаре давно уже XXI век, но грустное наследие прошлого — гендерный разрыв, разница в профессиональных возможностях и достижениях полов — в прошлое отнюдь не канул. Женщина на рабочем месте по-прежнему обделена и хоть ситуация не стоит на месте, прогноз удручающий: на устранение отставания слабого пола от сильного потребуется ещё минимум век. Тем интересней способы быстрого его устранения, вроде озвученного на днях оригинального рецепта повышения цифровой… гм… нет, не совсем грамотности: беглости!
Гендерный разрыв может быть и плохо видим невооружённым глазом, но легко вскрывается статистически. Оценивая ситуацию в разных разрезах, исследователи год за годом рисуют одну и ту же удручающую картину: слабый пол стабильно сильно ущемлён в профессиональной сфере. Лишь четыре рабочих места из каждых десяти заняты женщинами. Меньше десяти процентов крупных бизнесов женщинами возглавляются. Женщины до сих пор получают заметно меньше мужчин и распространяется это правило даже на благополучные страны. И так далее и тому подобное.
Ситуация, повторюсь, на месте не стоит, но, строя графики сокращения разницы, мы получаем точки пересечения где-то сильно во второй половине века, а то и вовсе в следующем. Иначе говоря никому из ныне работающих, как и их детям, не доведётся пожить и поработать в счастливом мире идеального равенства полов!
Естественно, что на таком фоне ценится любая хорошая новость. И нынче особенно повезло. Аккурат к 8 марта (которое отмечается не только в Восточной Европе, но, правда, и по слегка иному поводу: День матери), специалисты Accenture, крупной консалтинговой конторы, подготовили отчёт об исследовании, рассказывающий, как сократить разрыв вдвое быстрее — то есть, говоря о развитых странах, достигнуть гендерного паритета уже в первой половине века и дать тем самым надежду уже подрастающему поколению. Рецепт простой и сложный одновременно, а главной его составляющей является скилл под названием digital fluency.
Тут необходимо остановиться и пояснить, что буквального перевода этого термина на русский не существует (либо мне он неизвестен, поправьте если так). Рука тянется перевести его как «компьютерную грамотность», однако на самом деле речь здесь сильно о другом. Под компьютерной грамотностью мы понимаем классическое айтишное образование, так сказать, основы информатики и вычислительной техники в рамках школьного и институтского обязательного курса. Знание устройства компьютера, понимание алгоритма, умение мало-мальски программировать — короче говоря, те чисто технические навыки, которые быстро забываются за ненадобностью.
Но digital fluency — штука более хитрая, более практическая. Буквальный перевод термина: цифровая беглость. Её можно уподобить беглости чтения, которая, собственно, со знанием алфавита (грамотностью) связана лишь постольку поскольку. Цифровая беглость — это способность индивида употреблять цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя.
Да, уметь программировать хорошо и важно. Но так же важно уметь влиться в новую социальную сеть и завести там знакомства. Уметь разбираться с онлайновыми службами рекрутинга и, например, подать заявку со смартфона. Уметь читать с экрана цифрового устройства и быть способным эту информацию усваивать. Уметь применять произвольные цифровые инструменты для повышения эффективности труда на своих задачах. Уметь отвязать себя от рабочего места, перенеся часть работы в ту точку пространства и времени, которые удобны лично вам. Уметь «поднять» новый бизнес с опорой на «цифру», посчитать налоги в электронной таблице, общаться с коллегами посредством современных и постоянно меняющихся технических средств: недавно чат, сегодня веб-камера, завтра VR-очки? Да даже просто уметь пользоваться Сетью. Вот что такое цифровая беглость.
Всё это кажется… несерьёзным, но статистика рисует иную картину. Несколько упрощая, оценка ситуации с цифровой беглостью в трёх десятках стран (Россия, увы, в список не вошла) даёт уверенную корреляцию между среднестатистическим уровнем её, цифровой беглости, у женщин и их успехами на рабочем месте, то есть степенью отставания от мужчин. Взаимосвязь не всегда стопроцентная и не везде без оговорок (в Японии, например, показатель digital fluency сравнительно высок, но женщина отстаёт катастрофически; списывают на традиции), но в общем и целом можно утверждать, что чем более активно женщины пользуются цифровым инструментарием, тем меньше гендерный разрыв. Лучше того, сознательное развитие перечисленных выше навыков обещает сократить время достижение гендерного паритета вдвое!
Сделать это можно на государственном уровне, обеспечив поддержку практическому «цифровому образованию» в учебных заведениях. Но можно и на уровне компаний — которые должны быть сами заинтересованы в скорейшем устранении разрыва полов, ибо статистически достоверно установлено: бизнесы, в кадровом составе которых слабый пол представлен равноценно, финансово успешней своих конкурентов. И даже на уровне индивида: мужчины отчего-то активней осваивают новые цифровые инструменты, так что женщинам стоит помнить об этом и самим подталкивать себя.
Важно помнить и о том, что рынок труда тоже не стоит на месте. Бог с ними с роботами, они повлияют на нас ещё не скоро, но прямо сейчас мы переживаем, как говорят специалисты, скрытый бум в STEM-индустрии (аббревиатура, образованная по первым буквам науки, технологии, инженерии, математики). Эта образовательная и профессиональная категория исторически была одной из наименее привлекательных для слабого пола — меньше одной пятой рабочих мест в ней заняты женщинами. Но именно она сейчас растёт быстрее всего, тем самым увеличивая гендерный разрыв.
Прямая ставка на цифровую беглость тут едва ли поможет: маловероятно, что умение обращаться с цифровыми инструментами способно разбудить в человеке интерес, скажем, к профессиям, тяжело завязанным на математику. Но сыграть роль опоры, ступеньки, с которой будет легче тянуться за новыми знаниями, digital fluency, пожалуй, способна и здесь.
Ваш ход, дорогие вы наши! С праздником! 🙂
P.S. В статье использована графическая работа Charis Tsevis.