Единственным недостатком отечественной природы, пожалуй, можно считать то, что редко видим мы над головами чистое небо. И редко можно посмотреть на красивейшее звездное скопление Севера – на Плеяд (со сверхширокоугольным окуляром укладывающихся в поле зрения апохромата), и на их более близких к Солнцу, но менее привлекательных сестричек Гиад. Все они – вознесенные в небо дочери титана Атласа.
Сам Атлас ( Ἄτλας) был сыном Япета, каковой, в свою очередь, являлся ребенком Геи-Земли и Урана-Неба. Семья титанов была патриархальная в лучшем смысле этого слова. Братик Япета, Кронос, по наущению маменьки-Земли своим серпом оскопил папеньку-Небо, и занял его место. Будучи правителем, Кронос благоразумно съедал собственных детей, избегая возможной конкуренции (ну, вспомним, как фирма DEC давила собственные разработки персоналок, дабы не создавать конкуренции мини-ЭВМ…).
Кроносу это благоразумие не помогло, младший из деток, Зевс, выжил и захватил верховную власть. Титаны замыслили реванш, восстановить старое доброе время (ведь правление Кроноса эллины почитали потом золотым веком). Произошла титаномахия, олимпийцы во главе с Зевсом использовали в своих целях «штрафников», освобожденных из тамошнего гулага-Тартара одноглазых циклопов и сторуких гекатонхейров, тоже рожденных Землей от Неба. Те радостно кинулись бороться со своими, более везучими братиками, так что в результате титаны – за исключением благоразумно уклонившегося от махаловки Океана – отправились на каторгу в Тартар.
А вот Атлас оказался «шарашником». Его – в отличие от папы – не ввергали в узилище, но поручили тяжелую работу, держать небесный свод (заботиться за бабушкой?). Жалеть его особенно не стоит – ведь именно он, согласно Диодору Сицилийскому, научил Зевесова байстрюка Геракла лженауке-астрологии… Совместили мифологические представления древние эллины с нарождающейся наукой мастерски: Персей, при помощи отрезанной – да-да, в старое доброе время такое тоже случалось – головы Медузы обратил Атласа в камень. А именно – в Атласские горы.
Так что, каждый досужий путешественник может посмотреть на их вершины, и убедиться в правоте авторов теогоний и необходимости жертвовать в государственные храмы олимпийской религии. Нынешним конспирологам до такого мастерства учиться и учиться! Так что имя Атласа у них не в чести, его больше любят архитекторы и инженеры. Например – инженеры из известной Boston Dynamics, принадлежащей еще более известной Google. Именно они создали самого, пожалуй, известного робота-гуманоид Atlas.
О роботе Atlas мы не раз рассказывали («Открытый робот: как DARPA на деньги Пентагона привлекает разработчиков Open Source-кода к работе над роботами»). Рассказывали и о том, зачем DARPA тратит деньги налогоплательщиков на робототехнику («Роботы, рожденные радиоактивным пеплом Фукусимы») – кстати, по сравнению с Рождеством 2013 года, когда была выложена последняя колонка, вероятность того, что понадобятся спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (СНАВР) в очагах ядерных взрывов, возросла многократно…
Итак, Atlas. 188 сантиметровый железный человек весом в полтора центнера. Его конечности приводила в действие архаичная, но обладающая превосходными нагрузочными характеристиками, гидравлика. А гидронасос, поддерживающий давление в системе, прожорлив – это объясняется запланированными утечками – слишком хорошо пришлифованные зеркала гидроцилиндров имеют превосходные шансы привариться в момент прихода электромагнитного импульса (вспомним о назначении робота!).
Поэтому прожорливый мотор гидросистемы Atlas кормил электричеством кабель-хвост, придающий ему сходство с вымершими звероящерами. Солидным кабель был из-за того, что он низковольтный, следовательно – высокоамперный. Это нужно для того, чтобы минимизировать риск загорания от коротких замыканий – ведь в очагах спасательных работ хватает горючих материалов. Но все же ранние образцы Atlas были только демонстраторами технологий и платформами для разработки софта, причем открытого («Открытый робот: как DARPA на деньги Пентагона привлекает разработчиков Open Source-кода к работе над роботами»).
Конструкция же робота непрерывно совершенствовалась. В скелете использовались новые конструкционные материалы, его элементы перерисовывались с учетом опыта эксплуатации, особенно учиняемых DARPA соревнований. Все это позволило уменьшить вес машины. Робот получил более экономичную гидросистему, более гибкий гидронасос переменного давления, «кисти рук» были переведены на электропривод. Ну и в начале прошлого года Atlas обзавелся литий-ионным аккумулятором в 3,7 киловатт-часа.
Какое-то время, как можно понять, обе версии сосуществовали, как неандертальцы с кроманьонцами. Хвостатый прототип использовался, похоже, для отработки программного обеспечения, в том числе и позволяющего передвигаться по рельефу. Ну а у новой, автономно-аккумуляторной машины, видимо вылизывали «железо». Потом обе версии «железных людей» объединились. Результат мы видим здесь.
Итак, автономный робот научился носить коробки, пока не очень тяжелые, до пяти килограмм. При появлении динамической помехи – мужика с клюшкой – он пытается миролюбиво продолжить свое занятие. Будучи сбитым с ног дубьем – встает. Может открыть дверь, сойти по ступенькам, пройтись по снегу. Это очень сильно отличается от того, что умели ранние модели Atlas.
Да, пока робот в высшей степени прожорлив – аккумулятора в 3,7 киловатт-часа ему хватает лишь на час автономной работы. Это значит, что машине для функционирования в среднем требуется пять лошадиных сил при человеческих размерах… И грузы он таскает куда более легкие, чем самый хилый гастарбайтер. Но зато – чистый толстовец-непротивленец, не отвечает на насилие злом, не станет размахивать у метро отрезанной головой… Во всяком случае – пока не запрограммируют на такие действия.
То есть – за пару лет робот Atlas прошел путь от хвостатого демонстратора технологий до автономной стопоходящей машины, способной самостоятельно двигаться по местности и выполнять полезные действия в виде переноски небольших грузов. Да, конечно, и в этом виде Atlas всего лишь платформа для разработки программного обеспечения. Ведь на местности он ориентируется не пассивной стереоскопической оптикой, а активным лазерным дальномером – развиваться есть куда.
Но важно одно – скорость эволюции Atlas. Да, в «мышцах» робота остается энергоемкая гидравлика. Да, аккумулятор – ахиллесова пята всей современной цифровой электроники. (Опыты с роботами на двигателях внутреннего сгорания остались в прошлом, подобный стопоход не нужен даже американскому Корпусу морской пехоты, ибо слишком шумен). Но это – проблемы, над которыми сейчас сверхинтенсивно работают. Как и над центральной нервной системой будущих роботов – нейросетями.
То есть – в обозримое время мы увидим вполне полноценных железных людей. А уж какой объем их производства будет выгоден – дело совсем другое…