Недавнее падение цен на нефть ниже тридцати долларов за бочку должно было вселить радужные надежды в тех, кто любил говорить об «углеводородном проклятии». Правда, отскок ее до сорокадолларового уровня несколько их омрачает… Да и эксперты делового радио, бормочущие из автомобильного приемника, советуют использовать вызванное подорожанием нефти укрепление рубля для покупки валюты, чтобы спекульнуть в короткую когда она неизбежно вздорожает. Ни о каких вложениях в производство, а паче того в НИОКРы, речи не идет…
Но все же адептам борьбы с «сырьевым проклятием» не надо огорчаться. Просто их светлое завтра несколько отодвигается в грядущее, к ожидавшемуся в 1980 году коммунизму. Ну, или к удвоению ВВП с одновременным обгоном Португалии по доходам на душу населения… Только сейчас речь идет не об удвоении, а об уполовинивании – «У России может закончиться нефть: Добыча сырья к 2035 году может рухнуть почти вдвое, предупреждает Минэнерго». Минэнерго – не всепропальщики какие из нынешних версий «Меча и Орала»!
И вот, согласно оценкам уважаемых специалистов Минэнерго, «у лидеров рынка из-за истощения действующих месторождений и неблагоприятных налоговых условий она упадет на 39–61%». Ну а суммарное снижение добычи, в самом неблагоприятном сценарии, должно составить 46%, а в самом оптимистичном – 1,2%. Так что, похоже, речь идет о том, что в обозримом будущем «углеводородное проклятие» будет снято, и страна вольно зашагает к высокотехнологическому и демократическому (или – монархическому, по взглядам мечтателей иного сорта) будущему…
Только вот какая интересная деталь – нефтегазовая ориентация бизнеса почему-то ну совсем-совсем не мешает такому сырьевому гиганту как Royal Dutch Shell plc находиться на переднем крае внедрения систем искусственного интеллекта. Уже полтора года эта фирма тестирует в рабочем режиме кремниевого когнитивного клерка по имени Amelia. Хотя Amelia и имеет хорошо узнаваемую внешность, в физической реальности – так, как всякие там «Азимо» и «Атласы» – она не существует.
Amelia – чисто программный продукт, разработанный нью-йоркской фирмой IPSoft. Предназначенный для гибкой замены человеческого интеллектуального труда, прежде всего в нефтегазовой промышленности. (Cognitive Worker Amelia Could Transform Oil, Gas Operations) Круг задач, которые может решать деловитая Amelia весьма широк. Сейчас программно-кремниевая барышня трудится в кредитном отделе, неустанно обсуждая с клиентами Royal Dutch Shell их кредиторскую задолженность.
Кредиторскую задолженность! Давайте вспомним, что вызывает сейчас острейший интерес в СМИ? По какой причине генпрокуратура – стоически взиравшая на обрушение курса рубля – делала представление руководству Центробанка? А не что иное, как работа коллекторов. Взыскание долгов с населения. Нетактично это делают коллекторы из бывших правоохранителей… Да так нетактично, что сие может очень и очень не понравиться этому самому населению…
А вот гигантская нефтегазовая корпорация – да, ценой где-то в четверть от айтишной Apple, но более чем в три стоимости Gazprom (национальное достояние какой-то страны, согласно рекламе былых времен…) доверяет деликатнейшую сферу работы с кредиторской задолженностью своих клиентов роботу. Деликатнейшую! Ведь нужно и своевременно и полно собрать деньги с клиентов, и сохранить при этом хорошие отношения с ними. Отношения, обеспечивающие возможность и впредь собирать с них деньги.
И на все это – сажают робота! Который делает сию работу лучше, чем юные корыстолюбцы, от века трудившиеся в таких отделах. И – похоже, очень похоже – опыт работы Amelia в наикритичнейшей сфере сбора «кредиторки» более чем успешные. Причем Amelia может использоваться и чисто в инженерном деле. Говорят о ее использовании для поддержки технологических процессов на буровых вышках. То есть – о пересадки из кресла клерка на должность инженера!
С людьми такое невозможно. Привлечь менеджера-юриста-экономиста к работе конструктора или технолога – это вызовет истерический смех у любого кадровика… Обратные переходы – случались. Инженер легко сможет работать в сфере продаж или логистики, такие переходы в нашей стране в 90-е наблюдались часто. Только – ненадолго. Либо вылезает на уровень владельца бизнеса, ну, или руководителя структуры, или начинает скучать… Не обязательно спивается, может и резаться в «танчики», например. Overqualification, издавна известная зарубежным эйчаровцам.
А вот у кремениевой Amelia этих проблем нет. Это обусловлено ее структурой, выработанной разработчиками из IPSoft за полтора десятилетия. В научно-популярных книжках 60-х отечественные авторы подчеркивали, что будущим роботам не обязательно быть антропоморфными, им больше подойдут формы гипертрофированных рабочих органов. Это мы и видим на реально работающих в сборочных цехах и автоматизированных логистических центрах «умных машинах».
Так и Amelia отнюдь не моделирует работу головного мозга. Она создана для решения тех задач, которые решает человек в офисе. Повторяющихся задач, которые достаточно хорошо формализованы. Сами разработчики используют при описании ее работы образ человека, веками наблюдавшего за птицами, но не пользующегося орнитоптерами. Интеллектуальные задачи, решаемые Amelia разделены вполне по Тейлору-Форду. Есть подсистема общения на естественном языке, вполне работоспособная. Ну, и есть функциональные модули.
Например, по взысканию задолженностей с клиентов Royal Dutch Shell. Или – диагностирования неисправностей в технологическом оборудовании буровых вышек. (Тут употребляют интересный термин virtual engineers – это отделенные от белкового тела, но вполне пригодные для практического использования технологические компетенции…). И вот считается, что «виртуальные сотрудники» и могут разорвать зависимость нефтегазового бизнеса от циклов конъюнктуры.
Когда нефть прет в цене вверх – все хорошо. Но она ведь падает, и падает устойчиво. А значит – падают и прибыли нефтегазовых корпораций. И вот Royal Dutch Shell, благодаря продуктам от IPSoft нашла способ разорвать порочный круг. «Виртуальные сотрудники». Такие, как Amelia, позволяют резко сократить расходы на рабочую силу и общий уровень издержек. И – минимизировать, а то и сохранить уровень доходов и капитализации в тяжелые времена.
Ведь Amelia-клерк способна общаться на двадцати языках. Способна в течение тридцати секунд прочитать и усвоить инструкцию на трех сотнях страниц… Позволяет срезать две трети издержек на работу с клиентами, при повышении качества. Две трети – посмотрите, сколько работников нынче занято в сферах сбыта, снабжения и т.п., и вы поймете, о каких гигантских деньгах идет речь! Когда-то пропавшая над Тихим океаном летчица Амелия Мэри Эрхарт прокладывала дороги большому бизнесу авиаперевозок. Amelia 2.0, названная в честь Эрхарт, открывает врата в еще более прибыльный мир тотальной автоматизации офисного труда…