Что такое новость – знает любой редактор. Когда собака кусает человека – это не новость, а вот когда собаку кусает человек – это новость однозначно (а до отмены советской карательной психиатрии это вообще была б не просто новость, а целая сенсация…). И замена человека роботом в той или иной области деятельности – давно не новость. В то время, как обратная тенденция вызывает живейший интерес.
И вот новостью в медийном смысле этого слова оказалось заявление начальника производства заводов Mercedes Маркуса Шефера (Markus Schaefer), сделанное новостному агентству Bloomberg – Mercedes Boots Robots From the Production Line. Замена роботов на сборочных линиях автопроизводств людьми – да это же почище кусания собак! И делается такое заявление именно в весьма сильной в вопросах роботизации промышленных производств Германии!
Правда, когда читаешь материал внимательнее, то все сразу же встает на свои места. Прежде всего – речь идет о люксовых седанах Mercedes-Benz S-класса. S-класс – это от немецкого Sonderklasse, особый класс (тот же корень, что и у Sonderkommando…). Большой седан с мощным двигателем и дорогой отделкой. Естественно, все технологические новшества на таких машинах применяются в самую первую очередь… И вот с монтажом этих новшеств человек вроде бы справляется лучше, чем робот.
Поразительно! Но вот смотрим – а какие же новшества называет уважаемый германский производственник? Новшества эти таковы – отделка салона из углеволокна. Подстаканник, который может и подогревать, и охлаждать напиток… Ниже, правда, упоминается еще и бамбуковая отделка салона. И вот наличие таких опций – которые могут сочетаться в вариантах исполнения седана, число которых поможет прикинуть полезнейшая дисциплина комбинаторика – и заставляет обращаться к более гибкому человеческому труду.
Во всяком случае – на флагманском заводе фирмы в германском городе Зиндельфингене. Туда, для повышения гибкости, возвращают людей. Но почему? Роботизация производств позволила же сократить число часов, идущее на сборку одной машины, более чем вдвое за десятилетие. В 2006 году на седан уходил 61 час, а в 2016 – только 30 часов. Но это – на «установившихся» режимах работы ковейеров. Переналадка роботизированных производств занимает несколько недель, с неизбежными простоями.
Ну а это – учитывая высокую конкуренцию в люксовом сегменте авторынка – накладно. И поэтому разнообразие модельного ряда внутри класса дорогих седанов заставляет возвращаться к более гибким людям, при употреблении которых производство можно перенастроить буквально за выходные. Человек побеждает бездушную машину? Члены влиятельного в ФРГ профсоюза могут кричать дружный «Hoch!!!» и кидать вверх предметы туалета и пивные кружки из ближайшей распивочной?
Ну, для правильной оценки ситуации глянем одним глазком на объемы продаж седанов S-класса. Причем – продаж в Германии, у фирмы есть заводы и в других краях. Википедия (смотрим одним глазком ведь, не вдаваясь в проблемы автобизнеса…) дает для 2014 года цифру 8617 штук. Повторим ее прописью – восемь тысяч шестьсот семнадцать машин. А теперь делим ее на количество рабочих смен на автозаводе, простейшая арифметика… Ну и каков результат? Именно!
Элементарные аксиомы организации производства говорят о том, что для таких объемов за смену нет смысла даже программировать роботов (при нынешнем уровне технологий). Ну, за исключением тех случаев, когда роботам надлежит работать в нечеловеческих условиях – например в горячей зоне реактора, или на глубине нескольких сотен метров… А тут – вполне комфортный, можно сказать уютный цех, где человек не напрягаясь, но и не волыня, может монтировать углеволоконные да бамбуковые детали отделки – аккурат по вкусу конкретного покупателя.
Причем подвижные роботы – вместо традиционных для автозаводов «железных рук» – будут внедряться во все больших и больших объемах! Вот, в общем-то, суть сенсационного материала от Bloomberg – Mercedes-Benz в высшей степени умело, и не потратив ни пфеннигаевроцента из рекламного бюджета напомнил о себе… Ну, как американский автопроизводитель индустриальной эпохи загонял слона на крышу своей машины.
А вот тот же самый Bloomberg пишет про рутинную и нормальную работу организаторов производства другого производителя престижных автомобилей – BMW Brings Self-Driving Vehicles to Factory Floor to Save Costs. На Баварских Моторостроительных заводах самодвижущиеся тележки используются для снижения издержек производства. Посмотрим на это подробнее.
Была на советских заводах такая профессия – распреды. Барышни в новеньких синеньких халатиках – с поразительной скоростью обращающиеся в тёток в халатах засаленных – развозящие на тележках заготовки и детали между станками и стапелями в соответствии с производственными процессами. При деталях массивных, неподъемных для хрупких дамских рук, вступали в действие грузчики и электрокары. Но профессия эта была непременным атрибутом любого завода – даже на массовых производствах, вдоль роторных линий на тележках развозили инструмент и тому подобное.
И вот BMW сегодня начинает широкомасштабную программу замены на своих заводах «распредов и грузчиков» скользящими вдоль конвейеров тележками-роботами. Тележки эти производятся самой фирмой. Дебютируют они в логистическом центре BMW в Вакерсдорфе. Тележки-роботы самостоятельно находят нужный конвейер, загружаются деталями и перевозят их на участки упаковки. При их использовании достигается не только экономия на рабочей силе, но и повышается ритмичность работы логистического центра, расшиваются узкие места.
И вот теперь мы перейдем к самому интересному – какую же экономию издержек производства сулят тележки-роботы? И вот тут можно будет удивиться – речь идет только о пятипроцентном снижении расходов. Пятипроцентном! Но – тем не менее – альтернативы этому процессу нет. Все что можно в условиях высокорентабельного, но и высококонкурентного производства уже выбрано и вылизано. Теперь, чтобы оставаться на гребне рыночной волны, нужно использовать и пятипроцентные резервы.
И вот эта цифра экономии самое интересное в этих новостях. Роботы-распреды дают пятипроцентную экономию производственных издержек. Эта цифра экономии важна и нужна для Баварских моторостроительных заводов – иначе бы они не стали этим заниматься. Не сохранить, видимо, им нынешнее место в своем премиальном сегменте авторынка без внимания к таким деталям. Но это – роль роботизации именно для BMW, с их объемами производства и уже достигнутыми показателями качества и издержек.
А какой эффект от роботизации будет у других? А вот это – надо считать, считать вдумчиво и внимательно, как делают это «мерседесовские» в Зиндельфингене… Находить место роботам в существующих и перспективных технологических процессах. И знать – какой результат считают приличным крупнейшие производители дорогих автомобилей с вековой репутацией и отлаженными системами производства и продвижения продукции.