С помощью алгоритмов глубокого обучения ИИ научили максимально точно копировать стиль Рембрандта. В создаваемых цифровых портретах детально копируется даже пастозная техника голландского мастера. Толщина каждого мазка воссоздаётся с помощью 3D-принтера. Результат выглядит настолько характерным, что поначалу вводит в заблуждение даже экспертов.
Цифровой портрет в стиле Рембрандта был представлен 5 апреля в художественной галерее Looiersgracht 60 (Амстердам). Он состоит из 148 млн пикселей, послойно напечатанных на 3D-принтере. Дополнительно для имитации следов кисти в завершении работы были нанесены 13 слоёв УФ-чернилами.
На создание цифрового портрета в общей сложности потребовалось полтора года. За это время были оцифрованы и проанализированы 346 оригинальных картин мастера. В них изучался основной сюжет, типаж людей, их поза, наклон головы, выражение лица, пропорции, характерные предметы одежды, игра светотени и другие отличительные черты.
Проект «Новый Рембрандт» был профинансирован нидерландским финансовым конгломератом «Инг Групп». В нём принимали участие исследователи из Делфтского технического университета, Королевская галерея Маурицхёйс, Дом-музей Рембрандта и корпорация Microsoft.
Общий объём первичных данных составил около 150 гигабайт. «Мы изучили всю коллекцию работ Рембрандта, изучая его картины пиксель за пикселем. Для того, чтобы получить эти данные, мы проанализировали широкий спектр материалов, включая сканы высокого разрешения и 3D-сканы, которые используются алгоритмами глубокого машниного обучения. Эта обширная база данных была затем использована в качестве основы для проекта The Next Rembrandt», – прокомментировал работу директор по SMB-маркетингу Microsoft Рон Августус.
После статистической обработки данных наиболее типичная работа Рембрандта была описана как «Портрет европейца 30-40 лет с усами и/или бородой, в шляпе и тёмной одежде, голова слегка наклонена вправо». По этим усреднённым параметрам и была создана новая картина. Сам рендеринг занял около 500 часов.
На первом этапе алгоритм распознавания лиц выявлял и классифицировал наиболее типичные геометрические узоры, используемые Рембрандтом в своих картинах. Затем принципы машинного обучения использовались для выработки его стиля. С их помощью были сгенерированы новые черты лица для будущего цифрового портрета.
На втором этапе векторную заготовку дополнили индивидуальными особенностями в соответствии с использованными Рембрандтом усреднёнными пропорциями. Толщина мазков была преобразована в карту пиксельной высоты, которая помогла воссоздать характерную текстуру полотна.
«Сегодня массивы данных широко используют для оптимизации бизнес-процессов. Мы же хотели обратиться к искусству, к человеческой душе, поэтому использовали технологии и данные так же, как Рембрандт применял свои кисти и краски – чтобы создавать что-то новое», – сказал Рон Августус.
Безусловно, работа проделана колоссальная и впечатляющая, но, на мой взгляд, Рон немного лукавит. Рембрандт писал с натуры и даже спорил с современниками о насущной необходимости для художника изучать лишь её, а не опыт других мастеров. Задача же ИИ как раз состоит в умелом подражательстве без создания собственного стиля. Это принципиально другой подход.
В то же время, совсем недавно стилизация картин и колоризация монохромных изображений казались довольно творческой работой, которая под силу лишь человеку, и то – не всякому. Многие ли способны написать портрет так, чтобы выдать его за картину известного художника, с микронной точностью повторяя типы его мазков?