3D технологии активно развиваются во всем мире, сфера их применения динамично расширяется, как и ассортимент программного обеспечения для моделирования и материалов для печати. Все большее количество отраслей начинают применять инновационные 3D технологии в своих производственных процессах: строительство домов, изготовление сложных деталей и запчастей для авиа и кораблестроения, расширяется применение в медицине, в изготовлении одежды, и даже в пищевой промышленности. Но, к сожалению, в настоящее время наша страна отстает в этом направлении от ведущих стран. И главная причина — отсутствие квалифицированного персонала.
Олимпиаду по 3D технологиям проводится впервые. Ее целью является задача готовить подрастающее поколение современных инженеров для инновационных и передовых отраслей экономики Российской Федерации, использующих 3D технологии в своих производственных процессах.
Ассоциация 3D образования подходит к внедрению 3D технологий в образовательный процесс комплексно. Это и разработка методических пособий и учебников, обучающие семинары и вебинары для педагогов, расширение сети ресурсных центров. А в качестве соревновательных и стимулирующих мероприятий проводятся Олимпиады по 3D технологиям на региональном и Всероссийском уровне для выявления наиболее талантливых детей, чтобы помогать им дальше развивать свои способности в сфере 3D-моделирования, 3D-сканирования, 3D-печати и объемного технического и художественного творчества.
К проекту подключилось уже 14 регионов РФ, в 12-ти из которых прошли отборочные этапы Олимпиад по 3D технологиям. Победители стали участниками первой профильной смены «3D технологии в образовании» на базе МДЦ «Артек», которая стартовала 5 апреля.
Сейчас ребята находятся в лагере «Морской», где проходят профильную подготовку и будут бороться за звание победителей Первой Всероссийской Олимпиады по 3D технологиям, которая состоится с 22 по 24 апреля. В смене 110 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новосибирска, Екатеринбурга, Сочи, Саратова, Сургута, Иваново, Тюмени, Якутска и Симферополя, а также участники из Эстонии, Финляндии и Германии.
Профильная подготовка, как и олимпиада, проводится в четырех направлениях: 3D-моделирование, 3D-сканирование, которые включают углубленное изучение строения 3D оборудования, программ для 3D моделирования, сканирования, настройки 3D принтеров для печати, обучение прототиропованию, а также объемное художественное и техническое творчество с использованием в работе 3D-ручек.
Все задания для участников формируются на основании объединения знаний в различных предметах: математики – для создания моделей правильных размеров; черчения – для создания технического рисунка будущей модели; физики – для выполнения требований по функциональности и прочности модели, определения ее правильного заполнения и расчета скорости печати, настройки 3D-принтера; литературы – для создания творческих сюжетов, истории, географии и, конечно, знания 3D-обрудования, техники безопасности его использования и программ для 3D-моделирования. На основании этих знаний и оцениваются олимпиадные работы, с учетом эстетики, цветопередачи, а также с учетом построения коммуникаций и распределения обязанностей внутри команды.
Для обучения детей в течение всей смены, обмена опытом и повышения квалификации в Артек приглашены 10 педагогов команд победителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Якутии, Новосибирска и Иваново.
Такое мероприятие проводится впервые, и Ассоциация планирует его проводить ежегодно, как заключительное мероприятия цикла ежегодных региональных отборочных этапов.
Кроме того, у Ассоциации 3D образования есть опорные пункты, которые транслируют основную деятельность. Так, уже с сентября этого года в Москве на базе Политехнического колледжа №8 им. Павлова начнется обучение первого потока по специальности – специалист аддитивных технологий. Участники Всероссийской олимпиады, которые заканчивают обучение в школах в этом году будут рекомендованы к зачислению на обучение.
Также в рамках профильной смены и Всероссийской Олимпиады по 3D технологиям проводятся открытые учебно-тренировочные сборы для всех желающих педагогов «Внедрение 3D технологий в образование» и международный форум «3D технологии в образовании», которые состоятся с 19 по 24 апреля.
Комплексное внедрение 3D технологий в школьную программу обучения позволяет увеличивать долю выпускников, выбирающих инженерные специальности, способствует появлению новых компетенций у педагогов школ и организаций дополнительного образования, способствует тесному взаимодействию обеспечению инновационного сектора экономики современными инженерными кадрами и как следствие повышению конкурентоспособности нашей страны в этих отраслях.
А Олимпиады по 3D технологиям позволят выявить самых талантливых подрастающих инженеров, которые со временем будут занимать ведущие посты в крупнейших инженерных предприятиях, удивлять нас своими гениальными разработками и открытиями.
Интервью Президента Ассоциации 3D образования Романа Бондаренко: