Из всех нелюбимых тем, которые тем не менее рано или поздно приходится поднимать снова и снова, тема трансформации персоналки моя самая нелюбимая. Освещая это направление подробно минимум последние пять лет, я не помню раза когда бы читатели согласились с изложенной точкой зрения. И рваться на рифы в очередной раз, сами понимаете, желания мало. Однако по мере того, как тенденция развивается, неизбежно наступает день, когда отвертеться от нового неприятного разговора уже нельзя. Сегодня как раз такой.
Если вы ждали восстановления спроса, то ждали напрасно. Глобальные продажи персональных компьютеров, после прошлого самого ужасного года за четверть века, в очередной раз показали один из самых масштабных обвалов: в первом квартале 2016-го их было продано примерно на 10% меньше, чем за тот же период годом ранее. Но текущий момент примечателен не только этим. По всему спектру цифровых устройств, бытовых и офисных, по всему спектру производителей компьютерных и околокомпьютерных устройств и продуктов, прошлась та же взрывная волна падения интереса.
Снова упали планшетки — и к лучшему своему периоду пару лет назад они теперь упали почти вдвое, продаваясь лишь примерно 40 млн. штук в квартал (грубо, на полторы проданных персоналки приходятся две планшетки). И смартфоны сформировали плато на графике продаж: глобально они выросли менее чем на 1%, причём лидеры рынка либо зависли на прежних отметках (как Samsung с 82 млн. штук), либо сильно сдали (как Apple с 51 млн. штук и минус 16% год к году). И вот уже Intel планирует уволить больше чем каждого десятого сотрудника и режет самые современные наработки в линейке процессоров Atom: де-факто компания не только отказалась от идеи составить конкуренцию ARM на мобильном рынке, но и покидает его вообще, перенося акцент на облака/серверы и «умные» вещи. И Apple впервые за почти полтора десятилетия констатирует падение выручки и прибыли год к году. И Microsoft пострадала от слабого спроса на офисные инструменты. И так далее, и так далее: вы не найдёте ни единого светлого пятнышка!
Знаю, многим из вас не по душе, когда в одну кучу сваливают компьютеры и мобильные устройства. Но чтобы понять, что происходит, необходимо отказаться от инерции «традиционного компьютерного мышления». Делить цифровой рынок на компьютеры и недокомпьютеры более нельзя — и не только аналитики, но и участники рынка, комментирующие ситуацию, теперь руководствуются этим принципом по умолчанию. Происходящее с ПК есть отклик происходящего с мобильными устройствами — и наоборот. Картина не бесспорная, зато именно она объясняет всё разом. И на картине этой три взаимосвязанных тенденции.
Тенденция первая: насыщение рынка смартфонами и планшетками. Америка и Европа «наелись», Китай же при всём своём потенциале слишком политически рискован и финансово непредсказуем, чтобы можно было строить в его отношении далеко идущие планы. Вот, кстати, почему скандальный миллиардёр Карл Айкан только что продал свой пакет акций Apple — вверх которую тащила именно Поднебесная. Сейчас Китай «переключается» на дешёвые устройства, благодаря чему в топ крупнейших производителей смартфонов попали доселе неизвестные за границей имена: Oppo, Vivo.
Тренд второй: одновременное достижение точки «функционального насыщения» (у пользователя более нет необходимости менять цифровые устройства каждые год-два) и приближение к границе возможностей полупроводников (что не позволяет наращивать производительность устройств прежними темпами). Поэтому хоть Apple и Samsung смотрят в ближайшее будущее с оптимизмом, надеясь заставить покупателей брать новые модели смартфонов, многие комментаторы оценивают их шансы увеличить продажи невысоко.
Наконец, тренд номер три: у простого пользователя — что домашнего, что офисного — всё меньше причин применять для работы с данными полноценный компьютер и полноценные классические программные инструменты. Как хорошо сказал CEO Google Сундар Пичай, двадцать лет назад компьютер был незаменим, сегодня его с успехом заменяют мобильные устройства альтернативных архитектур, а завтра сама концепция компьютера как устройства будет размыта: не человек будет применять железку для работы с данными, а устройство, лишённое конкретного форм-фактора, будет стараться нам помочь, вникая в контекст ситуации.
Эти тенденции проявились не вчера: мы уже варимся в этом супе пару лет минимум. Но сейчас, наконец, стал невооружённым глазом заметен тот главный итог, которого ждали адепты «пост-PC»: конвергенция, слияние. На смычке персоналки и мобильных устройств родился и доказал своё право на жизнь класс гибридов или, как их теперь называют, детачей (от англ. detachable — букв. устройство с отсоединяемой периферией). MS Surface, iPad Pro, Asus Transformer, HP Split и другие — это не компьютеры, но и не планшетки: сравнимые габаритами и инструментарием с мобильными устройствами, но по мощности с ноутбуками, они стали единственным классом цифровых устройств, который продемонстрировал в первом квартале 2016-го года значительный рост.
Гибриды/детачи интересны пользователям и производителям обоюдно. Первым — потому что легко трансформируются под сиюминутные нужды. Вторым — потому что имеют запас по цене, их можно делать недешёвыми, тогда как персоналка исчерпала свою маржу давным-давно, а планшетки вырождаются в бюджетное развлекательное устройство.
Прогноз на следующие пять лет теперь рисуется следующий. Персоналка как устройство не умрёт, но ещё и сильно потеряет в популярности, оставшись в узкой нише для тех, кому нужны компьютеры с легко расширяемым функционалом. Большинство же пользователей мигрируют на гибриды, стики, мобильные устройства с конвергентными операционными системами (а-ля Ubuntu Linux). В результате персональный компьютер как класс прекратит существование, оказавшись окончательно размыт многообразием форм и форматов.
Оно и к лучшему.
P.S. В статье использованы иллюстрации Henri Bergius, Cole Camplese.