Осенью 2013 года мы рассказывали о планах крупнейшего планетарного производителя электроники, тайваньской Hon Hai Precision Industry, также известной и под лаконичным именем Foxconn обзавестись в течение трех лет миллионом роботов – «Армия роботов: зачем она нужна обильной людьми Поднебесной и кому может понадобиться ещё?». Hon Hai Precision Industry является одним из крупнейших работодателей планеты, в 2013 его полагали десятым в списке, тогда на заводах фирмы работало 1 230 000 человек.
И – к ним было решено добавить миллион роботов. Хотя еще в 2011 году у Foxconn роботов было лишь 10000. А тут было решено за пятилетку увеличить их численность в сто раз… И вот теперь мы можем наблюдать, как программа эта успешно выполнена – Rise of the robots: 60,000 workers culled from just one factory as China’s struggling electronics hub turns to artificial intelligence. Шестьдесят тысяч работников фабрики Foxconn в городе Кюньшань (провинция Цзянсу) в ближайшее время будут избавлены от изнурительного потогонного труда, вызывавшего массу нареканий со стороны международных организаций.
Да-да, как радостно рассказал глава департамента по связям с общественностью правительства городского уезда Куньшань Сюй Юйлянь. «Фабрика Foxconn снижает количество работников со 110000 до 50000, благодаря внедрению роботов. Это позволит сократить издержки на оплату труда. Примеру последуют и другие компании». То есть, в точном соответствии с планами, более половины работников фабрики замещается роботами. И точно также будет и на других предприятиях.
Городской уезд Куньшань очень интересен по своей социально-демографической структуре. Из его населения в 2,5 миллиона человек две трети составляют рабочие-мигранты. Именно дешевизной их труда и обусловлен был подъем экономики провинции. Но труд в Китае дорожает (мы рассказывали, что средняя зарплата там превышают среднюю зарплату в России), и дальновидные предприниматели из Hon Hai Precision Industry своевременно озаботились составлением планов роботизации.
На автоматизацию своих заводов внедрение робототехники выделяют солидные деньги и другие регионы. Так 505 фабрик в округе Дунгуань провинции Гуандун с сентября 2014 года инвестировали 4,2 млрд юаней (640 млн долларов) в разработку роботов с целью заменить ими тысячи сотрудников. Естественно, что такие меры приведут к очень интересным эффектам. Прибыли фабрик-автоматов будут расти за счет снижения расходов на рабочую силу. Ну а рабочие-мигранты, составляющие две трети от населения Куньшань, смогут свободно вернуться в родные деревни.
Смотрите, средняя зарплата в КНР – China Average Yearly Wages, 62029 юаня за 2015 год. По действующему курсу – 51 тысяча рублей в месяц. И при таком уровне ее оказывается выгодным заменить больше половины работников роботами. (Реально рабочие-мигранты, привезенные из деревень, получают несколько меньше – так, что вряд ли мы ошибемся, проведя планку роботизации на уровне 500 долларов в месяц, если рабочий стоит больше, то пора задумываться об автоматизации его рабочего места…)
Безусловно, социальные проблемы роботизации (ну, нет в родных деревнях отходников ни работы для них, ни земли) привлекают внимание властей. Только вот предприниматели из Hon Hai Precision Industry свое дело знают. В 2014 году на их заводе в 2014 году произошел взрыв, погубивший 146 человек. И власти ограничили возможность фирмы расширять свое производство, запретив им нанимать новых сотрудников. Забота о людях это прекрасно – поэтому теперь 60000 человек будут заменены роботами, способными трудиться в три смены семь дней в неделю (минус регламент).
И альтернатив этому нет. Не будешь наращивать объемы производства – потеряешь долю на рынке. То есть – лишишься не только налогов с зарплат работников, но и тех платежей, которые дает предприятие. А кому же это интересно? Не для того заманивался на континент инвестор из островной части Китая… Так что плюсы роботизации для муниципальных чиновников Поднебесной явно перевешивают ее минусы. Давайте разберем, почему это так.
Ну, вспомним Форда – он начал платить конвейерным рабочим небывалые 5 долларов в день (столько получал тогда разве что судовой смазчик), создавая тем самым новый рынок сбыта для своих «Лиззи». В условиях, когда трудолюбивую рабочую силу поставляла сельская Америка – в которой, как и в любом традиционном обществе, население размножается без денег, как автоматы фон Неймана – это прекрасно работало, обеспечивая и повышение жизненного уровня рабочим, и рост прибылей за счет роста рынка для предпринимателей.
А вот теперь, похоже, пойдут процессы наоборот. Замена обслуживающего персонала закусочных-котлетных роботами – что неизбежно сделает выгодным новый уровень минимальных зарплат, который хотят установить демагоги в богатых странах – приведет к тому, что количество потребителей этих самых, завернутых в булку котлет, сократиться. Ну, не едят их роботы – и владельцы сетей быстрого питания тоже, и инженеры-робототехники как правило… То есть – принцип Форда наоборот, завышение зарплат сократит рынок в сфере обслуживания.
А вот в Поднебесной ситуация уникальная. Она является мастерской мира, гонит продукцию во все страны. И падение внутреннего спроса – да и потребляли ли ноутбуки и смартфоны рабочие-мигранты… – создает уникальное явление. Мастерскую мира, основанную на труде машин. Другие страны могут сколько угодно говорить о реиндустриализации (лозунги «новой индустриализации» выдвигают даже в провинции, в преддверии губернаторских выборов). Только вот Китай имеет возможность внедрить в уже действующее производство, имеющее свое место в международном разделении труда, самы передовые достижения робототехники.
Сочетая все преимущества отлаженного массового производства с минимизацией издержек на оплату труда, с повышением времени загрузки оборудования – ведь любовь робота к труду в три смены сокращает даже издержки на оплату недвижимости, аренду земли… То есть – массовая роботизация дает предпринимателям Поднебесный новый шанс для повышения национальной конкурентоспособности. Ну а те, кто не хотят принять совет Черной королевы, и начать бежать вдвое быстрее, те неизбежно потеряют свои места даже на своих рынках…
Правда, принцип Черной королевы будет работать и для тех людей в Поднебесной, кому нечего предложить на рынке кроме своих рук. И для макроэкономики КНР это создаст определенные проблемы, так что ограничит рынок потребительских товаров и продовольствия. Но – не рынок вообще. Те же работящие Фохсботы – это тоже рыночные товары. И энергия для них, и сырье. Эти более усердные работники тоже потребители. Только им нужны другие товары. И это очень важный вывод для инвесторов и маркетологов уже не будущего, а настоящего!