О компании
Yota Devices — разработчик YotaPhone, первого в мире смартфона с двумя сенсорными экранами, один из которых всегда включен. Yota Devices — молодая быстрорастущая российская компания, которая за три года сумела не только с нуля разработать, запатентовать и довести до серийного производства принципиально новый тип смартфона, но и организовать его продажу более чем в 20 странах.
Компании также удалось оптимизировать производственные процессы, поэтому сегодня Yota Devices выгодно отличается от больших корпораций высокой адаптивностью, гибкостью и открытостью к нестандартным решениям.
Офисы Yota Devices расположены в Европе, Азии, США и на Ближнем Востоке. Штаб-квартира находится в Москве. В компании работают ведущие разработчики элементной базы и программного обеспечения из России, Финляндии и Китая.
Владимир Саган, ИТ-менеджер Yota Devices
Для чего потребовалось IaaS-, SaaS-облако
Причины, по которым Yota Devices использует облако «ИТ-ГРАД»:
- Требования к отказоустойчивости. Для Yota Devices особенно важна работа сервисов с указанными характеристиками, которую сегодня обеспечивает выбранный хостинг-провайдер.
- Доступность сервисов 24 часа в сутки. Поскольку клиенты Yota Devices находятся в разных часовых поясах, важно, чтобы доступность сервисов была круглосуточной.
- Быстрое решение технических вопросов и возможность запуска сервисов в короткие сроки.
Yota Devices активно использует облачные решения. Для сервисов, которые компания Yota Devices разрабатывала самостоятельно или при помощи сторонних подрядчиков, «ИТ-ГРАД» предоставляет инфраструктуру в модели IaaS. По модели SaaS Yota Devices получает сервисы, разработанные совместно специалистами Yota Devices и «ИТ-ГРАД».
Особенности облачных сервисов Yota Devices
По словам ИТ-менеджера Yota Devices Владимира Сагана, в «ИТ-ГРАД» располагаются сервисы, требующие высокого уровня доступности и отказоустойчивости. Это сервисы постпродажного обслуживания продуктов и технологичные сервисы, например FOTA (Firmware Over The Air) — сервер обновления мобильных устройств через Интернет.
# FOTA-сервер: получение прошивок по воздуху
На заре распространения мобильных телефонов установка обновлений, прошивок и патчей выполнялась в авторизованных производителем сервисных центрах. В зависимости от политики компании, одни это делали платно, другие бесплатно. С развитием технологий, особенно когда Интернет стал доступен практически в каждом доме и мобильном устройстве, производители модемов, телефонов и прочей техники, пришли к идее обновления своих продуктов «по воздуху». Однако пропускная способность в мобильных сетях первого и второго поколения не позволяла закачивать прошивки, поскольку они были достаточно тяжелыми, да и трафик сам по себе был весьма дорогой. В мобильных сетях последнего поколения эта проблема решена, и теперь обновления доставляются до клиентов через специализированный сервис, который работает из облака и позволяет устройствам самостоятельно, без вмешательства пользователя, соединяться с сервисом и закачивать прошивки.
Как работает FOTA-сервер Yota Devices? Если вкратце, то так: разработчики выгружают существующие обновления на сервер, формируют группы распространения ПО по географическому и функциональному принципу и сервер оповещает мобильные устройства пользователей о доступности новой версии прошивки или патча.
Владимир Саган, ИТ-менеджер Yota Devices
# Error-сервер как средство сбора технической информации и ошибок
Помимо сервера обновлений, в облаке «ИТ-ГРАД» находится Error-сервер.
Сервер ошибок (Error server) представляет собой облачное хранилище журналов ошибок устройств. При возникновении проблемы телефон соединяется с хранилищем и отправляет копию журнала ошибок, содержащую только техническую информацию о произошедшем. Журналы анализируются, и полученная информация позволяет на раннем этапе выявлять баги, тем самым постоянно улучшая стабильность работы устройств.
О сложностях на пути в облако
Проблемы, с которыми столкнулась Yota Devices при переходе в облако, можно назвать типичными для проектов, где работает множество команд из разных компаний, с разными методиками проектного управления и различающимся уровнем компетенций.
Одной из трудностей совместной работы можно назвать сложность определения зоны ответственности поставщиков при возникновении системных инцидентов. Архитектура облачных ИТ-сервисов компании Yota Devices состоит из множества компонентов, и довольно часто возникали ситуации, при которых не было очевидно, какая сторона отвечает за возникшую ошибку в сервисе: «ИТ-ГРАД», внутренние разработчики Yota Devices или один из других поставщиков ИТ-услуг.
«Приходилось налаживать взаимодействие между командами и заниматься микроменеджментом. Иногда приходилось убеждать копнуть глубже и выполнить больше, чем подразумевалось изначальными договоренностями. В некоторых случаях инженеры «ИТ-ГРАД» и разработчики Yota Devices выполняли задачи, лежащие в зоне ответственности друг друга.
Что касается сервисов, предоставляемых по модели SaaS, то к ним относится сервер обновлений прошивок и сервер журналирования ошибок. При проектировании первого поколения этих сервисов инженерам «ИТ-ГРАД» пришлось глубоко погружаться в проект, заниматься разработкой и «деплоить» сервисы по модели SaaS. По сути, мы передали набор высокоуровневых требований, а инженеры «ИТ-ГРАД» помогли нам разработать законченное решение. Здесь периодически возникали проблемы, связанные со сбором и передачей требований инженерам «ИТ-ГРАД»: требования к сервисам не всегда можно было сформулировать четко, вследствие чего многое приходилось переделывать буквально «на лету». Но, несмотря ни на что, сервисы удалось успешно запустить в производство, и сегодня мы довольны стабильностью работы и качеством предоставляемых услуг».
Владимир Саган, ИТ-менеджер Yota Devices
Yota Devices — разработчик и производитель LTE-оборудования, выступает потребителем облачных решений, предлагаемых в модели IaaS и SaaS. Пройдя непростой путь от разработки сервисов двух поколений до их реализации в облаке, компания добилась поставленных целей. Стабильная работа облачных сервисов, круглосуточная доступность и отказоустойчивость обеспечивают бесперебойное обслуживание пользователей Yota Devices, что лишний раз доказывает важность и востребованность облачных технологий.