Противостояние производителей и пользователей сложной бытовой техники (прежде всего электронной) продолжается. Камень преткновения: возможность легально «залезть» внутрь устройства и что-нибудь там изменить. Потребители, естественно, настаивают на том, что такая возможность должна быть присуждена им просто по праву обладания продуктом. Производители держатся диаметрально противоположного мнения: современная техника слишком сложна и содержит слишком много секретов, чтобы можно было вот так запросто разрешать всем желающим в ней ковыряться!
Конфликт длится уже не один год, страсти накаляются, но этот июнь обещает разрядку. Несколько штатов в США близки к принятию закона, утверждающего право покупателя на ремонт. Это не красивый перефраз, его так буквально и называют: right to repair. И если его сторонникам всё удастся, это будет огромный шаг вперёд для всех участников рынка.
Чтобы понять, о чём речь, стоит сделать экскурс в предысторию вопроса. Что в Штатах, что в Европе, и даже у нас, ситуация с самовольным проникновением в сложную технику одинаковая. Законы, принятые сравнительно давно, запрещают несанкционированное изучение и тем более модификацию таких устройств, если их внутренности защищены от просмотра — а они, как правило, так или иначе защищены. Идёт ли речь о прошивке мобильного телефона или программном обеспечении, управляющем современным автомобилем или трактором, лазить внутрь нельзя — это как минимум лишает гарантии, а вообще-то ещё и нарушает установленный законом запрет на обход технических средств защиты.
Естественно, вендоры аргументируют запрет заботой о самом покупателе. Мол, продукты стали слишком сложными для неспециалиста, будь то рядовой потребитель или «неофициальные» ремонтные мастерские. Впрочем, им мало кто верит. Считается, что истинная причина — боязнь раскрыть нюансы технических решений (и тем самым облегчить жизнь конкурентам) и нежелание терять прибыль от ремонта (который чрезвычайно выгоден). Но и покупателей стоит выслушать и можно понять: ремонт у «официалов» очень дорогой, а производители ещё и не стесняются грязных приёмчиков, вроде того, что привёл к возникновению «Ошибки 53» на «Айфонах» (починенные в несертифицированных мастерских телефоны потом «кончали с собой» по приказу операционной системы; правда, эта история закончилась в пользу потребителей, Apple извинилась).
Ситуация на месте не стоит: недовольных слишком много, на их стороне правозащитники и даже малый бизнес, занимающийся ремонтом, так что по крайней мере в США за последнее время кое-что удалось изменить. Государство вынудили принять ряд исключений, разрешающих модификацию сложных электронных устройств. Теперь законом не запрещено «отвязывать» мобильник от оператора, у которого он был приобретён, делать «джейлбрейк» (т.е., например, использовать уязвимости в прошивке для смены прошивки), модифицировать софт в автотехнике и кое-что ещё.
Проблема в том, что всё это разрешается с очень большими оговорками. Обладатель устройства обязан делать всё сам (т.е. никаких реммастерских!), перечень устройств сильно ограничен (игровые консоли, к примеру, по-прежнему «под запретом»), ну и вообще это временное послабление, срок которого истечёт через пару лет. Так что борьба продолжается — и следующим шагом видится принятия того самого закона о праве на ремонт.
Принципиальное отличие этой инициативы в том, что всё, что было до неё, сводилось к выдаче ограниченного списка разрешений для покупателей — новый же закон должен стать списком обязательств для производителей. Вендоры будут обязаны предоставлять информацию, необходимую для правильной разборки/сборки и устранения неисправностей сложных устройств, не только своим официальным партнёрам, но и вообще любому желающему: простому покупателю или семейной фирмочке по ремонту электронной аппаратуры на углу.
Законодательное утверждение «права на ремонт» прежде всего здорово облегчит жизнь покупателям сложной техники. Ремонт станет сильно дешевле и быстрей, но и менее рискованным: так вместо того, чтобы чинить разбитый дисплей iPad Pro у Apple (за что компания просит почти стоимость новой планшетки), пользователь сможет обратиться в ближайшую «неофициальную» мастерскую. Это, конечно, аннулирует гарантию, зато не потребуется ничего никуда пересылать, цена будет значительно ниже, и клиент будет уверен, что мастер знает, как разобрать, собрать и правильно устранить поломку — ведь вся необходимая информация, от формата винтов до температуры плавления клея, которым нынче принято крепить дисплейные панели к системной плате, у мастера имеется, полученная из первых рук!
Но сторонники «права на ремонт» утверждают также, что такое право благоприятно скажется на жизненном цикле сложной техники. Вместо того, чтобы превратиться в токсичный мусор, как это всё чаще случается (ибо промышленность без сомнения следует курсом на уменьшение ремонтопригодности, особенно в электронике), техника будет чаще отправляться в ремонт и, следовательно, служить дольше. Принять правильно отремонтированные устройства не откажется и вторичный рынок.
А проблема, конечно, в том, что производителям такая идея не нравится — вне зависимости от того, насколько они «зелёные» на словах. И возглавляет оппозицию, финансируя её, не кто иная, как Apple (по крайней мере западные СМИ считают это доказанным). Но тех же позиций придерживаются Samsung, Microsoft, Ford и другие.
Почему производители упираются? Делая продукты менее ремонтопригодными, они стимулируют покупку новых устройств взамен вышедших из строя старых. Даже ремонт всё чаще сводится к замене значительной части продукта — и хоть официально это объясняют требованиями миниатюризации (когда счёт идёт на миллиметры, проще сделать устройство неразборным), денежный интерес тут явно играет не последнюю роль. По сторонним прикидкам (сама Apple, конечно же, эти цифры не раскрывает и не комментирует), на ремонте «Айпадов» их производитель зарабатывает даже больше, чем на продаже новых устройств. То же, вероятно, справедливо и для прочих производителей, ставших модными или метящих в таковые.
Так что нынешнее лето может стать для сторонников «права на ремонт» счастливым. Если закон удастся провести даже в одном из штатов, это будет хороший пример для других. Ожидается, что такой закон окажет лавинообразный эффект: производителям станет проще не делить покупателей по штатам, а предоставлять полную информацию всем сразу. А там подключится и Европа.