У каждой технологии, претендующей на звание «высокой», непременно есть оборотная сторона: непонятность широкой публике. Возьмите GPS. Много ли людей «с улицы», пользующихся навигацией каждый день, смогут объяснить принцип её работы (сверхточные часы, оценка времени задержки прохождения сигнала)? Но и помимо принципа действия у GPS множество аспектов, слабое понимание которых приводит к казусам, неприятностям и даже трагедиям. Помните феномен «заблудившихся насмерть», порождённый слепым доверием технике в случаях, когда напротив, следовало бы проявить осторожность? А в последние месяцы раскручивается ещё одна скандальная история, с чьей-то лёгкой руки получившая название «GPS Hell» (букв. «ад GPS»). Там и сям её пересказывают скоро уже как полгода, но факты продолжают поступать, а самое главное — теперь, наконец, можно задаться вопросами, кто виноват и что делать.
Так вот жила-была и не тужила средняя американская семья в настоящей американской глубинке, где-то в дебрях штата Канзас. В общем — глушь, где ближайший городок насчитывает едва ли полтора десятка тысяч жителей. И в какой-то момент, ориентировочно лет десять назад, с домом, где эта семья обитает, начали твориться странные и даже мистические вещи: нарастающим потоком сюда стали приходить совершенно чужие люди. Собственно это давно уже переросло в настоящее паломничество — вот только посетители приходят не просто поглазеть (да и не на что), а с претензиями, да каждый со своими!
Кто-то ищет спамеров, загадивших его почтовый ящик. Кто-то — украденный ноутбук. Кто-то подозревает проживающих здесь в том, что они украли его личность и пользуются его документами. А кто-то доверил деньги мошенникам и теперь отчего-то полагает, что виновник здесь. Наведываются и правоохранительные органы всех мастей, подозревающие обитателей дома во всех сортах правонарушений: от неуплаты налогов и съёмок порнографии до похищения детей и женщин и торговли наркотиками. И люди не просто приходят, приезжают, прилетают — они гадят на участке, роются в сарае, оставляют гадкие послания на столбах, стенах и в Сети…
В какой-то момент всё стало настолько плохо, что вынужден был вмешаться местный шериф. На подъездах к «проклятому» участку он оставил предупреждение: мол, со всеми вопросами прежде стоит обратиться к нему. Но это, как вы понимаете, причину происходящего не устранило. И так бы всё и продолжалось, если бы к делу не подключилась пресса. Некая журналистка устроила расследование и докопалась до сути. Правда, она знала, с чего начинать, потому что уже видела подобное раньше, хоть и никогда ещё таких размеров! А собака оказалась зарыта в механизме так называемого геопозиционирования: называют, впрочем, его по-разному, но смысл всегда один — речь об определении географических координат подключенного к интернету устройства по его IP-адресу.
Мы привыкли, что физическое местонахождение любого интернет-устройства можно определить — и уже не задаёмся вопросом, как это делается. Но ещё пятнадцать лет назад такое было в диковинку. Примерно тогда и начали создаваться первые глобальные базы данных, содержащие информацию о координатах узлов Сети. Наполняли их (и продолжают наполнять) разными способами. В простейшем случае можно выяснить официальный адрес компании, содержащей сервер. Или официальный же адрес интернет-провайдера — и приписать его пулу IP-адресов. Но можно применить и вардрайвинг: ездить по миру и собирать информацию о WiFi-сетях, запоминая их координаты — кое-кто занимался этим очень активно и даже успел получить за это «по рукам» (Google).
Короче говоря, способов сбора данных для геопозиционирования множество — и диапазон применения технологии так же широк. Она, к примеру, чрезвычайно полезна в рекламе: зная даже примерное местонахождение пользователя, можно намного точнее подбирать для него рекламные объявления. Владельцем же наиболее полных баз адресов в США стала компания MaxMind. Составленные базы она продаёт — в том числе сервисам-посредникам (предоставляющим связанные с геопозиционированием услуги другим компаниям и лицам).
Проблемой, которой долго не придавали значения, оказалось то, что в случаях, когда точные координаты выяснить не удаётся, MaxMind решила давать приблизительные. Вот так и получилось, что 600 миллионов IP-адресов, для которых местоположение не установлено точнее, чем «континентальные США», оказались привязаны к географическому центру Соединённых Штатов, а там, по иронии судьбы (и благодаря округлению до ближайшего целого), попали точнёхонько на участок вышеупомянутой семьи. И хоть MaxMind поставили в известность о происходящем нынче весной, и несмотря на то, что она цифры подправила (уведя координаты этого и нескольких других подобных мест в озёра и реки), паломничество продолжается. Причиной, вероятно, то, что клиенты MaxMind обновляют свои базы редко. Так что на днях всё та же настрадавшаяся семья подала в суд — и легко верится, что процесс она выиграет, взяв компенсацию с пятью нулями.
Однако самое интересное в этой истории — понять, кто же всё-таки виноват и можно ли исправить и предупредить подобные ситуации в будущем? Простые вопросы, верно? А сможете на них ответить? 😉
Проще всего, конечно, обвинить во всём саму MaxMind. Хоть там и утверждают, что знать не знали о проблеме, решение давать приблизительные координаты вместо отказа давать координаты вовсе (в случаях, когда их невозможно определить), наверняка имело коммерческий подтекст. Фирме, естественно, хочется показать свой продукт более точным, чем он есть на самом деле, вот и выдаёт она конкретные цифры вместо туманного «местоположение установить не удалось». И хорошо ещё, если судебный спор теперь придётся вести только с одной семьёй, потому что домов, к которым привязаны сотни и тысячи IP-адресов, в базе MaxMind множество.
Вместе с тем у MaxMind есть как минимум одно хорошее оправдание. Дело в том, что координаты она выдаёт с обязательными уточнением класса точности (грубо говоря, до какой степени их можно считать верными: до масштабов города, штата или страны), никогда не обещает точность до дома и сопровождает каждый результат предупреждением вида «Широта и долгота часто указываются для центра населённого пункта». Значит, виновником скорее стало следующее звено в цепочке.
Крупные клиенты (компании, организации), купившие у MaxMind базу адресов, очевидно ведут себя неправильно. Они попросту игнорируют графу «точность», из-за чего у пользователей, получающих доступ к базе, складывается впечатление, что адрес справедлив чуть ли не до квадратного метра. Но почему игнорируется точность? Да скорее всего из-за того же нежелания признать, что сделать действительно точную привязку IP-адреса к координатной сетке возможно лишь в очень-очень редких случаях (например, для корпоративного сервера) и чем дальше, тем реже такое удаётся (по причине исчерпания адресного пространства IPv4).
Может быть когда IPv6 станет нормой и каждому сетянину и каждому устройству в Сети снова можно будет присвоить свой уникальный постоянный IP-адрес, ситуация и изменится к лучшему. Но сегодня в порядке вещей выдача динамических IP-адресов — меняющихся зачастую по нескольку раз в сутки.
Однако и посредников можно оправдать. Потому что если для какого-нибудь среднестатистического джона смита, у которого мошенники увели деньги с электронного кошелька, простительно верить, что IP-адрес может быть точен «до двери», то уж сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб (а среди приходивших числятся и агенты ФБР, например) по роду деятельности полагается знать, что такая точностью недостижима. И тем не менее известны случаи, когда служивые не просто приходили по адресам, определённым с помощью геопозиционирования IP, а и приходили с санкцией на обыск и переворачивали дом кверху дном в поисках несуществующих наркотиков и тому подобного!
Вот и получается, что по совокупности совершённого виновны все — кроме, естественно, самих бедных домохозяев. И на вопрос «что делать?» пока возможен только один ответ: смириться! Так входят в жизнь новые технологии, увы. Иного способа ввести их в жизнь пока не придумано.
P.S. В статье использованы фотографии Randi Hausken, Paul Fenwick.