Пообещав год назад, что рынок гироциклов в сезоне-2016 вскипит, я в общем не ошибся. За весь прошлый сезон в огромном Екатеринбурге я встретил всего одного и слышал ещё об одном гироциклисте. Зато нынче повидал их столько — на моноколёсах, гироскутерах, даже минисигвеях — что в какой-то момент перестал подходить знакомиться, почувствовав, что на меня стали странно смотреть 😉
Иначе говоря, хоть в абсолютном выражении рынок остаётся крохотным, в относительном он вырос в разы. И рассказы друзей из-за границы — от Азии до Штатов — картину подтверждают. Тренд установился: гироциклы стали частью городского ландшафта. Людей не смущают ни трудности освоения, ни пока ещё очевидные эксплуатационные недостатки, ни периодически горящие «ноунеймы», ни даже цены. И зима будет горячей: хоть для большинства россиян сезон традиционно закроется до схода снега, расширившийся ассортимент, прошедшее в этом году обновление модельного ряда, а также большой рынок подержанных устройств обещают, во-первых, удар по ценам, а во-вторых, активные покупки-продажи до весны.
И вот, вспоминая некоторые свои встречи в уходящем сезоне, я и решил написать продолжение цикла про гироцикл. На сей раз речь пойдёт о том, как правильно выбрать такой агрегат. Но не ждите очередного рейтинга или субъективных советов. Я приготовил для вас несколько абсолютно объективных критериев, по которым только и можно правильно подобрать гироцикл для себя.
Но прежде, по заведённой традиции, разрешите пару слову о том, как я этот сезон провёл. Начав катать ещё в марте — благо, весна на Урале выдалась ранней, а лето жарким и сухим — я сделал на своём Ninebot One E+ от четверти до трети всего пути, пройденного за весну, лето и часть осени. Мелкие дела, тренировки, даже просто покатушки для души в выходные — всё это покрывало прежде всего моноколесо: вылазка за десять-пятнадцать километров на «колесе» давно уже не проблема и не вопрос, на него встаёшь даже не задумываясь. А бывали ситуации, когда «найнбот» оказывался просто незаменим: готовясь к Чемпионату мира по футболу, Екатеринбург теперь всё чаще оказывается совершенно парализован по утрам — и «колесо» разрубает этот узел, не требуя от меня потеть.
Я продолжаю ездить и сейчас, когда погода, кажется, берёт реванш за чудесное лето: промазал лишь отверстия в корпусе герметиком и экипировался в непромокайку-непродувайку сам. Тьфу-тьфу, мой «найнбот» ни разу меня ещё не уронил. Но откатав на нём уже больше полутора тысяч километров, я всё-таки вынашиваю план апгрейда — и, если ничто не помешает, к следующему сезону его осуществлю. Мне хочется и больших скоростей, и большей дальности «полёта», так что я засматриваюсь на старшие модели GotWay. Да, весят они уже под 20 килограмм вместо 15, но вес моноколеса меня совершенно перестал пугать: опыт показал, что я практически не ношу его на руках, воспринимаю как карманный мотоцикл и точно знаю, что даже 20-килограммовый аппарат будет легко возить за ручку в случае необходимости.
Так что нынче зимой я, вероятно, буду в рядах покупателей вместе с многими из вас. Но сформулировать критерии выбора гироцикла меня заставило даже не столько собственное желание обновиться, сколько случайная встреча с другим моноколёсником — мужчиной уже в годах, безбожно гоняющим по бездорожью на какой-то из моделей IPS (с открытым на три четверти колесом, чтобы не застревали ветки и камни). Пренебрежительно обозвав мой «найнбот» «паркетником» (увы, точного слова уже не помню), он объяснил, как выбирал своё «колесо» и тем невольно дал повод для сегодняшнего рассказа. А рецепт его прост: «почитал рейтинги и выбрал модель, стоявшую выше других».
Что ж, айтишники меня поймут, а для остальных поясню: рейтинги, особенно цифровой техники (к которой гироцикл я без сомнения причисляю) — вещь очень часто крайне субъективная и непрозрачная. Вы не знаете, зачем автор взялся его составлять, не знаете, «подмазал» ли его кто-то из производителей, не в силах добавить или исключить оцениваемые свойства, добавить или удалить какие-то модели. И особенно с гироциклами, которые всё ещё весьма дефицитный товар, часто случается так: обозреватель берёт несколько попавшихся под руку аппаратов в ближайшем магазине, придумывает какую-нибудь несложную задачу (а-ля взобраться вот в эту горку) и на глаз определяет, насколько успешно «претенденты» с ней справились. Готово! Лучшее определено!
Вариантов такого сравнения ещё масса — от соцопросов до сопоставления характеристик, указанных в рекламных проспектах — но вы и так понимаете, что с реальностью подобные оценки имеют мало общего. Между тем способ выявить по-настоящему лучшие модели гироциклов есть: сравнить варианты по ключевым и, прошу заметить, объективным критериям. Для новичков критерии эти часто кажутся бессмысленными, но тем более важно их истинный смысл понимать — ведь в конце концов эксплуатационные качества любого гироцикла сводится именно к ним. Итак, вот они.
Критерий первый — это, безусловно, максимальная скорость. Выбирайте модель с наибольшей «максималкой».
Капитан Очевидность возразит, что гонять на скоростях под 40 км/ч (которые дают, например, старшие модели GotWay) опасно и в реальных условиях придётся редко. И я не стану спорить: действительно, по опыту многих гироциклистов, уже 15 км/ч более чем достаточно для города. Смысл, однако, в другом — и чтобы его понять, нужно вспомнить принцип работы гироцикла. Ведь, в отличие от автомобиля, велосипеда, да вообще любых «обычных» транспортных средств, гироцикл не умеет двигаться по инерции. Он не может разогнаться и потом лететь не тратя энергию. Его задача — буквально подкатываться под вас, когда вы наклоняетесь вперёд или назад, и тем удерживать вас от падения. Так, собственно, он и едет: чем сильней вы наклонитесь, тем быстрей он должен вас подхватить, и тем выше скорость движения.
Но отсюда же следует, что чем выше скорость, тем больше потребляемая им электрическая мощность. А значит и выше должна быть мощность двигателя самого. Как только мощности двигателя перестанет хватать, гироцикл вас уронит. Вот почему так важно выбрать модель с наибольшей максимальной скоростью: это самый простой и самый честный способ узнать, что у данного гироцикла мощный движок.
Да, пиковую скорость вы, возможно, никогда не разовьёте. Зато «избыточная» мощность пригодится в критических ситуациях. Даже меня, ездящего рядом с людьми и транспортом параноидально осторожно, за этот сезон дважды чуть не переехали на светофоре распоясавшиеся автомобилисты (которые, полагаю, опирались на знаменитое своим коварством требование: велосипедист, переходя дорогу, должен спешиться — но я-то не велосипедист!). И оба раза меня спасли как навыки езды (вместо чистого торможения я опускаю ногу и делаю разворот), так и мощность движка — позволяющего затормозить тем быстрей, чем он мощнее.
Однако помните, что определять максимальную скорость нужно не по книжке (в которой напишут всё, что угодно), а реальными испытаниями. Откройте YouTube: там полно записей для любой мало-мальски популярной модели гироцикла. И если выбранная вами модель способна развить X км/ч, кто-нибудь это уже сделал.
Критерий второй — ёмкость аккумулятора. Здесь принцип тот же: чем больше, тем лучше. И объясняется это опять-таки не столько пробегом (который вы, возможно, никогда полностью и не выберете), сколько безопасностью.
Дело тут вот в чём. Есть эмпирическая формула пробега моноколеса (справедливая для гироциклов вообще): при весе пассажира больше 60 кг и температуре выше +10 по Цельсию, запас хода в километрах есть ёмкость аккумулятора в ватт-часах делённая на десять, минус пять. Однако от полученной таким образом цифры лучше будет отнять треть. Почему?
Две трети вы проедете без вопросов, даже на максимальной скорости. А вот когда заряд упадёт ниже 25-30%, какие-то модели гироциклов заставят вас сбавить ход (так ведёт себя, в частности, Ninebot), а на других лучше позаботиться об этом самостоятельно — и не перегружать аппарат скоростью и резкими манёврами. Потому что существует опасность падения напряжения батареи (а в гироциклах именно аккумуляторная батарея, составленная из пальчиковых элементов) ниже рабочего и, как результат, отключения электроники.
Поэтому прикиньте по карте, сколько вы планируете проезжать на одном заряде, и подберите гироцикл с соответствующим ресурсом. Когда речь идёт об известных марках и новом аппарате, можно довериться паспортным данным, где ёмкость батареи обычно указывают. Сложнее с подержанными устройствами. Там батарея может деградировать от долгой эксплуатации или эксплуатации в тяжёлых условиях (на морозе, например, или от многочисленных ударов по корпусу). И хоть опыт говорит, что даже два-три года езды часто не влияют заметно на ёмкость, лучше будет проверить такой аппарат на ходу — да, проехав на нём те самые километры, что вы насчитали, не меньше!
Третий критерий — диаметр колеса/колёс. Чем больше диаметр, тем более комфортной будет езда, тем меньше будут обращать на себя внимание неровности — вроде камней, водостоков, выщербленной плитки (о, проклятье цивилизации!), бордюров, корней.
Самые популярные сегодня модели оснащены 16-дюймовыми колёсами. Таков, в частности, мой «найнбот». Ездить на нём вполне комфортно даже по весьма неровной поверхности (не так мягко, как на велосипеде, но уж точно никакого сравнения с роликами). Но уже восьмисантиметровые бордюры придётся учиться перепрыгивать или спускать по крайней мере одну ногу. А прыгать на моноколесе, увы, не каждому дано, да не всегда и рискнёте (когда рядом люди, например).
С другой стороны, 18 дюймов — это уже большие габариты, вес, меньшая маневренность (по крайней мере пока не наберётесь опыта). Так что лучше предварительно составить мнение о том и другом, испытав лично (хотя бы в шоу-румах). И помнить, что у двухколёсных гироскутеров колёса и того меньше.
И последний критерий, отчасти пересекающийся с предыдущим, это комплексная проходимость. Сюда следует включить дорожный просвет (расстояние от педалей до земли: у моноколёс оно намного больше гироскутеров и это позволяет, например, не думать о попавшейся на пути щебёнке), количество колёс (одно занимает меньше места, зато на двух уверенней себя чувствуешь на грязи), а также степень открытости колеса (чем более оно открыто, тем меньше риск, что в зазор между корпусом и колесом попадёт посторонний предмет и заблокирует вращение).
Здесь полезно трезво оценить, на каких дорогах вы собираетесь проводить больше всего времени. В городе, как показал опыт, даже классические низкие гироскутеры вполне «боеспособны». Да, бордюры придётся переступать, а по плитке, простите, «щёлкать зубами», зато и вес небольшой, и научиться легко. Но уже для парков, а тем более поездок в лес, стоит брать модель более агрессивную, с максимально открытым низом.
И какой бы гироцикл вы ни приобрели, не забудьте заехать в спортивный магазин за роллерной защитой, а может быть и шлемом. Счастливого пути и, надеюсь, до встречи! 🙂
P.S. В статье использованы кадры из роликов Nomad, EUC Extreme, EcoDrift.ru.