Bitcoin снова в центре всеобщего внимания — по той же, впрочем, причине, что и всегда: курс этой криптовалюты к бумажным деньгам взял новую высоту. В пике торгов на прошлой неделе за один биткойн давали 2700 долларов США, что означает, что только с марта курс вырос более чем вдвое.
Что ж, как постоянные читатели знают, писать только о курсовых скачках биткойна лично я считаю не просто скучным, а и контрпродуктивным, ибо главным назначением BTC вижу не спекуляции, а применение в качестве платёжного инструмента нового типа: не знающего границ, не требующего посредников в классическом понимании (банки, государства, материальный носитель). Но изюминка текущей ситуации именно в том, что одновременно с последним скачком цен был установлен и другой рекорд, значительно менее яркий, но и замеченный лишь понимающими людьми. Вот о нём давайте сегодня поговорим, потому что его достижение — ожидавшееся минимум весь последний год — рисует совсем не весёлую перспективу для тех, кто биткойном как-либо пользуется.
Но сперва позвольте обрисовать ситуацию, сложившуюся за май. До того торговля биткойном на криптовалютных биржах шла сравнительно ровно. Да, курс плясал туда-сюда, порой достигая колебаний в 25%, однако динамика его изменений была неторопливой, так что им пользовались те, кому он нужен для дела, а не спекуляций, и нагрузка на сеть Bitcoin была нормальной. Скачок на рекордную высоту в конце апреля и последующее стремительное продвижение вверх заставило вновь вспомнить о BTC средства массовой информации, популярных блогеров и им подобных. Через них о Bitcoin узнала новая большая волна обывателей: людей, никогда раньше с криптовалютами не сталкивавшихся, но привлечённых шумихой и решивших попробовать.
Вот, если интересно, типичное письмо одного из таких любопытствующих: письмо-жалоба! Как и все, он решил прикупить немного биткойнов и потом потратить их. И это самый правильный способ знакомства с криптовалютой, вообще говоря. Проблема же в том, что первый блин получился у кого комом, а у кого и вовсе не получился. У многих до того, чтобы тратить биткойны, дело так и не дошло. Не дошло даже до обладания теми биткопейками, которые они хотели приобрести! Полагаю, большинство новичков, решивших завладеть небольшими суммами биткойнов в мае, застряли ещё на этапе покупки: бумажные-то деньги они потратили, но вот биткойны на их криптокошельки так и не были зачислены! А если и были, то комиссия за перевод составила несколько процентов от его, перевода, суммы.
И теперь новички справедливо вопрошают: где же обещанные преимущества «крипты» по сравнению с обычными деньгами? Разве операции с криптовалютой мгновенны? Нет! Задержка у кого-то измерялась днями, а кто-то и вовсе не дождался завершения транзакции. Разве операции с криптовалютой бесплатны или хотя бы дёшевы? Тоже нет! Ну так и какой тогда смысл заморачиваться? Как минимум они теперь подозревают обман, видят в Bitcoin новую финансовую пирамиду.
Обмана здесь нет, но чтобы понять, что случилось, нужно углубиться в механику Bitcoin. Если вы никогда раньше с этой — исторически первой и всё ещё самой популярной среди всех — криптовалютой не сталкивались, лучше всего будет вспомнить объяснение на примере друзей-школьников, которые выменивали друг у друга разные вещи на старую монету, записывая операции в блокнот и заверяя их своими подписями (подробнее см. «Bitcoin для чайников: три друга, конфета и монета»). Монета — это криптовалюта и есть (а точнее даже не сама монета, а запись о наличии её у того или иного пользователя). Блокнот — это блокчейн, то есть цепочка записей («блоков») о произведённых перечислениях с кошелька на кошелёк.
На деле, конечно, всё немного не так. Каждый желающий передать биткойны сообщает о своём намерении узлам сети Bitcoin, занятым сбором заявок: майнерам. Периодически, много раз на дню, собранные заявки компонуются в единый блок и заверяются цифровыми подписями одновременно многих участников: иначе говоря, попавшие в блок заявки «исполняются». Так вот когда Сатоши Накамото, автор теоретический работы и первой версии программного обеспечения Bitcoin, запустил сеть Bitcoin, он поставил два ограничения: новый блок выпускается раз в десять минут и может быть в размере не более одного мегабайта. Если предположить (ориентировочно, потому что на самом деле размер заявки меняется по разным причинам), что одна заявка занимает около 200 байт, получится, что за 10 минут в сети Bitcoin не может быть совершено больше 5 тысяч операций. Это и есть главное узкое место Bitcoin: она физически не в состоянии «обслужить» больше!
Долгое время достижение этого порога было вопросом чисто теоретическим, так что непонятно было, что случится, когда он будет достигнут. Но нынче весной это случилось. Больше того, теперь, благодаря притоку новых пользователей, сеть Bitcoin постоянно находится на этой границе: каждые десять минут набирается заявок на один мегабайт. Однако к остановке сети это не привело. И вот почему: сработал естественный рыночный механизм, основанный на комиссии за перевод.
Вообще-то — и ещё много лет вперёд — переводы биткойнов могут быть совершенно бесплатными. Майнеры, собирающие заявки, получают вознаграждение за свой труд благодаря распределению среди них небольшого числа «свежевыпускаемых» биткойнов (пока в обращении меньше 17 млн. BTC, тогда как всего должно быть выпущено 21 млн. BTC). Однако по факту желающим перечислить средства с кошелька на кошелёк уже приходится за это платить. Комиссия делится между майнерами, которые согласились принять заявку к исполнению, и таким образом делает обслуживание сети Bitcoin выгодным (подробнее см. «Когда иссякнут рудники»). Так что, снова теоретически, заявка на перевод, за которую пользователь назначил более щедрую комиссию, будет выполнена быстрее: у майнеров будет стимул обработать её в первую очередь! Но до этого мая размер комиссий был невелик, а разница во времени между исполнением заявок с щедрой комиссией и комиссией незначительна. Майский рывок всё изменил.
Теперь заявок так много, что из них образовалась «пробка». Лучше, впрочем, сравнить её не с пробкой, а с хаотичной толпой желающих перевести биткойны, где каждый кричит майнерам: мою заявку прими, мою! Понятно, что в таких условиях чем больше комиссия, тем выше шанс, что заявка будет исполнена быстрей (если интересно, вот сервис, помогающий выбрать оптимальный размер комиссии). Однако проблема в том, что заявок всё равно слишком много. Очередь из заявок в Bitcoin называется Mempool — и в последние четыре недели его размер стабильно превышает 100 мегабайт. Представьте только: в любой момент существует 100 мегабайт ждущих исполнения заявок на переводы биткойнов!
Таким образом даже если новые заявки перестанут поступать вовсе, сети Bitcoin придётся работать ещё около 16 часов (выпустить 100 блоков), чтобы выполнить все заявки. А ведь поток не прекращается! Естественно, это привело к резкому увеличению комиссионных: те пользователи, которые не готовы ждать сутками, назначают за свои переводы более щедрые «чаевые» — и теперь они уже сравнимы по размеру с банковскими.
Решение вообще-то давно предложено и вот уже пару лет его пытаются реализовать (см. «Bitcoin против BitcoinXT»). Суть: необходимо увеличить размер блока. Если удвоить его (то есть сделать 2 мегабайта вместо 1), каждые 10 минут можно будет принимать вдвое больше заявок. Однако так уж получилось, что из трёх вариантов нового программного обеспечения Bitcoin (XT, Unlimited и Classic), где это решение пытались в том или ином виде воплотить, ни одно не набрало критической массы майнеров (три четверти), чтобы считаться автоматически утверждённым. Хуже того, несколько раз возникали большие проблемы с надёжностью и защищённостью нового кода, что только усугубило страх майнеров перед переменами. В результате мы имеем то, что имеем: разработчики грызутся, а пользователи страдают! И я не рискну утверждать, когда это удастся исправить.
Зато могу рискнуть обрисовать, как это отразится на обменном курсе Bitcoin. Пройдёт ещё несколько дней или недель «горячки» — и масса разочарованных новичков, покупавших биткойны только чтобы посмотреть, что это такое, их сдадут. Сдадут по любой цене! Хуже того, они породят волну негативных откликов, которая будет усилена всё теми же СМИ и модными блогерами, и дополнительно ударит по курсу. Обвал может быть жестоким: будем падать, пока Mempool не разгрузится до нормальных значений, а может и дольше.
В глобальном смысле, для всей сети Bitcoin, такая встряска пойдёт на пользу. Это поможет разработчикам и майнерам преодолеть противоречия и страх, и скорее утвердить новую версию программного обеспечения, с увеличенным размером блока. Необходимость этого теперь совершенно ясна — иначе комиссии становятся неадекватно большими, а скорость исполнения заявок слишком низкой. Так что после утверждения нового софта, Bitcoin продолжит свою работу в качестве инновационного универсального платёжного средства. Но вот для желающих «спекульнуть» на росте курса, ближайшие недели и месяцы почти наверняка готовят неприятный сюрприз…
P.S. Использованы графические материалы Blockchain.info, Keep Bitcoin Real.