Истории такого сорта, что будет рассказана сегодня, принято начинать со слов «С прискорбием извещаем». Но в данном случае если и осталось по чему скорбить, то только по имени — остальное давно уже не вызывает никаких эмоций, кроме разве что ностальгии. Потому примите как данность: корпорация Yahoo! более не существует — по крайней мере в качестве самостоятельной единицы: на днях была завершена сделка по поглощению её американским гигантом мобильной связи и телекоммуникаций Verizon Comms.
За сумму в 4,5 миллиарда долларов веб-портал, когда-то бывший самым посещаемым местом Сети, станет жемчужиной солянки под названием Oath: (именно так; кроме неё там будут ещё AOL, Huffington Post, Engadget и пр.) и продолжит зарабатывать рекламные деньги тем же способом, которым делал это всегда. Деньги, впрочем, давно уже не такие большие…
Если кто-то помнит — поделитесь, а я, к сожалению, самый ранний период Yahoo!, когда она существовала в виде простого списка адресов, не застал. Зато в 96-97 годах, когда начал работать с интернетом плотно, вопроса, куда пойти в первую очередь, не стояло: конечно на Yahoo! В те времена глобальных медиа ещё фактически не существовало, так что видеть новости со всей планеты, собранные на одной странице, немедленно после самих событий, казалось невероятно крутым. Конечно всем хотелось знать всё! И формат веб-портала был тогда самым очевидным, самым удобным: поиск в качестве центральной компоненты, плюс новости, почта, домашние страницы, мессенджер и т.д.
Именно так Yahoo!, начинавшая как один из первых путеводителей по Сети, и стала самой популярной площадкой юной World Wide Web. И по сей день остаётся в глобальной десятке — с чем как раз связан главный и печальный парадокс.
На протяжении всей свой истории, Yahoo! старалась (порой отчаянно, затрачивая миллиарды на одну покупку) удержаться среди самых прогрессивных интернет-бизнесов. И тем не менее ухитрилась пропустить целых три — все три! — важнейших социально-технологических сдвига. Первым из них стал поиск. Yahoo!, как и все её сверстники, начинала с самого простого поискового алгоритма — ставя выше те страницы, которые содержали больше ключевых слов. И уже тогда было очевидно, что алгоритм требует доработки: SEO были уже тогда, хоть оптимизация чаще всего и сводилась к тупому тысячекратному повторению одних и тех же терминов и фраз.
Однако родиной следующего большого скачка в поиске — ранжированного поискового алгоритма, учитывающего в первую очередь то, сколько страниц на данную ссылаются — стала не Yahoo!, а Google, чьими услугами Yahoo! начала пользоваться на переломе веков, тем самым взрастив своего могильщика. Сегодня в составе алгоритма ранжированного поиска насчитываются сотни переменных, многие из которых секретны — но для Yahoo! это уже не имеет значения: снова и снова пытаясь вернуть себе титул популярнейшего поисковика, она лишь теряла пользователей.
Второй пропущенный: социальные сети. Когда Facebook в середине нулевых формировала облик современной соцсети, в Yahoo! отнюдь не считали это детскими играми и уже экспериментировали с собственным проектом (Yahoo! 360). Однако формат, предложенный Yahoo!, успеха не имел — и уже к концу десятилетия компания свернула работы на этом направлении. А Facebook и ей подобные стали не только основным поставщиком ежедневной информационной жвачки для сетян, но и фактически поисковыми машинами новой волны — тем самым отобрав хлеб у веб-порталов.
Социальный поиск — так ещё недавно называли концепцию, сформулированную соцсетями, но в последнее время её перестали обособлять. Суть: если учитывать социальное окружение пользователя, подыскать для него релевантный контент оказывается проще. Да, это уже не поисковик в классическом понимании, но важнее то, что если соцсеть без поисковика современного сетянина в принципе удовлетворить может, то поисковик без соцсети уже нет. Парадигма сменилась и Yahoo! снова оказалась не у дел.
Наконец, пропущенный третий — это мобильные устройства. Хоть наладонные компьютеры фактически существовали уже в девяностых, отсчёт правильней вести с появления «Айфона» в 2007-м, когда сформировался современный мобильный интерфейс и пристрастие публики к приложениям. И тут тоже Yahoo! поучаствовать пыталась, но безуспешно. Само по себе наличие очень посещаемого сайта ей не помогло — именно потому, что люди на смартфонах и планшетках чаще пользуются не браузером, а приложениями, приложения же Yahoo так никогда и не стали популярны (это объективная оценка: за исключением Yahoo! Mail ни одно не входит в топы апп-сторов, в отличие от приложений Google и Facebook, топы оккупировавших).
Таким образом если в поиске и соцсетях Yahoo! как-то ещё запомнилась, в эволюции мобильных устройств она не оставила никакого следа. Это, кстати, заставляет по-новому взглянуть на её последние десять лет: считается, что спад, начавшийся для Yahoo! во второй половине нулевых и длящийся по сию пору, связан с глобальным финансовым кризисом, однако на самом деле рекламные деньги попросту стали перетекать с компьютеров в мобильный мир.
Чистый итог её почти четвертьвековой борьбы: сегодня Yahoo! принимает лишь каждый двадцатый поисковый запрос в Сети и владеет всего полутора процентами мирового рынка цифровой рекламы. Это по-прежнему немало, однако никакого фактического влияния на рынок она не имеет, вынуждена плестись за лидерами, в указанном ими направлении. Марисса Мейер, увы, совершить чуда не смогла. Она не сделала хуже, но и не помогла, что бы там ни утверждала сама в прощальном письме.
На неё возлагались большие надежды как на харизматичного лидера а-ля Стив Джобс, однако весь тот рост, что акции Yahoo! продемонстрировали за пять лет её руководства, собственно к Yahoo! отношения не имеет. Акции росли благодаря тому, что Yahoo! владеет значительной долей во всем известной китайской Alibaba — инвестировать в которую напрямую долгое время было невозможно, почему инвесторы и искали обходные пути. За вычетом этого, Yahoo! стоит сегодня почти ровно столько же, сколько стоила после краха бума дот-комов полтора десятилетия назад: факт, говорящий сам за себя! За эти деньги её и купила Verizon. Доля в Alibaba и ещё кое-какое имущество, оставшееся нераспроданным, будут выделены в холдинг Altaba.
Таким образом Yahoo! прекращает существование — не первая, но и не последняя из тех, кто сформировал облик современных массовых ИТ, но более к ним не относится: мы уже распрощались с Nokia и Research In Motion, следующая на очереди, думается, Microsoft.
Что интересно в этой истории и что не даёт поставить точку, так это тот факт, что yahoo.com до сих пор остаётся шестым по посещаемости сайтом глобальной сети. И вот это требует объяснения. Как, почему? Моё предположение: он попросту забит в качестве стартового у слишком многих сетян — и потому принимает ежемесячно сотни миллионов посетителей, хоть влияния никакого уже не имеет. Как объясните вы?