Есть мнение, что высшей ценностью является человеческая жизнь. И есть суровая статистика, показывающая, что главным убийцей в нашей стране является автомобиль. В нулевые он забирал до 36 тысяч жизней в год. В 2015 году на дорогах в авариях погибли 23 114 человек. В 2016 году – 20 308 человек. В 2017 году погибло 19 000 человек. Ну а обычные преступники были куда менее успешны – с 2011 по 2016 годы количество зарегистрированных убийств и покушений на убийство в России снизилось на 27%: с 14,3 тыс. до 10,4 тыс. в год.
Обратимся к нашей истории – общество СССР оценило как абсолютно неприемлемые потери в ходе Афганской кампании, оцененные в 13835 человек за десять лет. Вдвое меньшая по численности РФ теряет в год на дорогах по двадцать тысяч… Причем почему болезненно воспринимались «афганские» потери – там гибли призывники, обычные мальчики которым не повезло. И таким свойством – убивать преимущественно невинных людей – обладает именно автомобиль.
Посмотрите на уголовную статистику по своему региону – убивают-то обычно собутыльников и домочадцев, кухонным ножом или молотком. Тех, кто осознанно поставил себя в категорию жертвы. Вот главный военный прокурор Украины Матиос говорит от небоевых потерях в 10000 человек – это не вызывает особой реакции общества, контрактники выбрали свой путь. Руководитель одной из фракций Госдумы упоминает о 300 погибших на Ближнем Востоке сотрудниках ЧВК – общество интересуется этим на порядки меньше, чем снегопадами и очисткой города. Занятия, где риск компенсируется оплатой, личный выбор.
Автомобиль — беспощадный убийца
А вот автомобиль – убийца беспощадный, хуже маньяка. Ты можешь вести себя сколь угодно благоразумно, сколь угодно дотошно соблюдать правила движения – это не поможет. В 2016 году на переходах погибло 1024 пешехода. Пешеходов погибло 5786 человек. Детей – 710. И в 90% аварий и смертей виноват водитель. Столичные транспортники оценивали долю вины водителя чуть ниже – до 85%. То есть – девять из десяти (ну, или пять из шести при нашей дорожной сети) погибающих на дорогах можно спасти, если водитель перестанет совершать ошибки. Но уже древние знали – errare humanum est, человеку свойственно ошибаться.
Так что решение проблемы состоит в том, чтобы убрать человека из контура управлением транспортным средством. Причем не только того, кто отъезжая от тротуара таранит идущую во втором ряду машину, убивая подъехавших гайцов утверждением, что он был помехой справа, но и дисциплинированного водителя с опытом. Который может отвлечься, устать, не увидеть чего-то, не оценить визуально дистанцию до машины с градиентной окраской… Ведь массовые пожары, опустошавшие целые города, прекратились только с отказом от соломенных кровель и печного отопления.
Говорили и экспериментировали в этой сфере давно – «Компьютерра» годами рассказывала об опытной эксплуатации таких машин, о миллионах накрученных ими километрах и крайне низкой аварийности. Новость о том, что первый беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива Budweiser, преодолев 120 миль по штату Колорадо попала на первые полосы глобальной деловой прессы – World’s First Commercial Driverless Delivery: 45,000 Cans of Beer.
Машина с автопилотом третьего уровня
Ну а текущий, 2018 год, мировая автоиндустрия встретила первой серийной машиной с автопилотом третьего уровня автономности –Audi A8 Level 3. Машиной, которую журнал Forbes назвал важнейшим автомобилем в мире – The Level 3 Audi A8 Will Almost Be The Most Important Car In The World. Важнейшим не потому, что это представительский седан с алюминиевым корпусом и мощным движком, а потому, что он способен в определенных условиях – на скорости до 60 км/час – двигаться без участия водителя.
Такую способность придает ему автопилот AI Traffic Jam Pilot, автопилот с искусственным интеллектом. Это – первая в мире система, обеспечивающая ситуационную автоматизацию третьего уровня по стандарту SAE. Она способна взять на себя управление автомобилем при движении в дорожном заторе или медленном потоке транспортных средств на шоссе и магистралях. AI Traffic Jam Pilot обеспечивает начало движения, разгон и встраивание в полосу, рулевое управление и торможение в пределах полосы. Естественно, система обрабатывает критические ситуации, те, когда автомобиль «подрезает» другое транспортное средство.
Нажав кнопку включения системы на центральной консоли, водитель может убрать руки — с баранки, а ногу с педали акселератора. Постоянно следить за дорожной обстановкой необязательно. (Это – главное отличие от широкоизвестного Tesla Autopilot Level 2…) Тем не менее, водитель должен быть готов взять управление на себя по требованию системы. И памятуя об извечных пороках человеческой природы автопилот через камеру присматривает за водителем.
Система искусственного интеллекта обрабатывает картинку, определяя в каком положении голова водителя, куда он смотрит, готов ли в случае нужды взять на себя управление. Если он слишком долго сидит с закрытыми глазами, или повесив голову, AI Traffic Jam Pilot рекомендует вновь взяться за баранку. Ну а если водитель на это не реагирует, то автопилот производит автоматическую остановку машины. То же самое произойдет и при превышении скорости выше 60 км/час.
Ограничения скорости не должны вводить в заблуждение – видевшие автоводителя в действии (автор этих срок сравнивал впечатления с известным специалистом по системному мышлению Анатолием Левенчуком) поражаются динамике автопилота. Строго соблюдая все правила движения, выдерживая предписанные расстояния до соседних машин, AI Traffic Jam Pilot очень бодро отъезжает от тротуара тесной европейской улочки, мгновенно встраивается в поток, едет динамично, но строго соблюдая местные ограничения скорости (они ниже 60 км/час, да отечественных вольностей, вроде двадцатикилометрового «слепого пятна» у гайцов и штрафных радаров, там нет).
То есть – в условиях предписанных ограничений автопилот использует возможности мощной машины не хуже, чем подавляющее большинство людей. («Не хуже» — это из осторожности сказано, на самом деле значительно лучше, но, чтобы подтвердить это, нужна масштабная статистика…) С включенной функцией автопилота Audi A8 поставляется в те страны, где альянсы автостраховщиков решили с законодателями вопрос о гражданской ответсвенности, как например, в ФРГ. Европейская цена начинается от €90,600 (это – представительский седан!).
Следующий, намеченный на 2019 модельный год, шаг автоконцерна – машина четвертого уровня автономности, Level 4. Она обеспечит автономное движение до скорости 130 км/час, разрешенной на автострадах, и потребует внимания водителя только в аварийных ситуациях – об этом, как и о той аппаратной и программной начинке, которая предоставляет такие возможности, мы поговорим в следующий раз. Но пока отметим, что движение технического прогресса в части спасения людей от смерти на дорогах идет в правильном направлении, способном уберечь невинных от смерти на переходах и в детских креслицах.
Ролик с тест-драйвом от Slashgear здесь, ограниченные временем могут смотреть с 1:30.