Как выводят на дорогу машины без шофера

Цифры жертв дорожно-транспортных происшествий, появляющиеся после выходных через перекресток, где расположена доска объявлений местного ГАИ, ужасают. Будто бы маленькая нечерноземная губерния за весь большой Советский Союз ведет колониальную войнуоказывает интернациональную помощь Афганистану. Только тогда об этом горестно стенала общественность, а теперь нынешние потери женщин и детей воспринимаются абсолютно нормально, как закономерный итог доступности автомобиля.

Кто убивает этих людей? А убивают их сами люди. Участники дорожного движения. Именно на них ложится вина за большинство аварий и катастроф. Конкретные способы, которыми они убивают окружающих и себя, следующие, по убывающей. Пьянство за рулем. Написание СМСок и болтовня по мобильнику. Опасное вождение. Неиспользование ремней безопасности и детских кресел… А еще они забывают менять резину по сезону, садятся за руль усталыми, сохраняя подвеску своих стеклянных гробиков на мелких колесиках, выскакивают на встречную, где ямок, как им кажется, меньше…

И нет ни малейшей надежды на то, что люди станут вести себя по другому. Вариант уменьшить потери от геноцида на дорогах (в 2015 году на российских дорогах в автоавариях погибли 23 114 человек) только один – заменить людей трезвыми и дисциплинированными роботами. Изъять людей из контура управления транспортным средством вообще – это существенно, как показал опыт экспериментальной эксплуатации беспилотных транспортных средств, снизит смертность на дорогах.

Технические средства для этого уже достаточно развиты – «Компьютерра» много раз рассказывала об их испытаниях. Да и встретить умных помощников водителя можно в самых разных машинах 2016 модельного года. Они обеспечивают адаптивный, зависящий от соседей по дороге, круиз-контроль. Умеют держать полосу. Очень аккуратно паркуются. Наверное могут и что-то еще, надо уж очень много времени на эксперименты (не читать же инструкцию, что мы, немцы, что ли…).

Так что технических проблем вывести на дорогу машины без водителя явно не будет. Будут проблемы другого сорта – социальные. Сколько там народцу зарабатывает себе на кусок хлеба, крутя баранку? Таксисты, водители маршруток (возящие людей непристегнутыми – зацепит такая встречную, и внутри фарш…), автобусов, грузовиков. Вон, на кладбище в Москве какое очаровательное махалово вышло – дарвиновская борьба за право заработка между различными видами гастарбайтеров.

И нет никаких оснований считать, что вышеперечисленные таксисты, водители маршруток, автобусов, грузовиков сдадут позиции без боя. Вон, потешили народ владельцы фур, собираясь рядом с администрациями на митинги протеста по поводу введения системы «Платон». А там речь шла лишь о взимании дополнительного платежа. Что ж будет, когда вообще лишаться рабочих мест. И останутся наедине с женами, которым всегда денег мало? Ужас, ужас, ужас…

А в США водители еще объединены в достаточно влиятельные профсоюзы. Вот, скажем, некогда популярный автор военных технотриллеров Том Клэнси. Вот так, в его романе «Долг чести» (предсказавшем события 9/11) развязывают торговую войну против Японии – «This should have been a survivable accident, but one family is nearly wiped out—but for the courage of a union trucker, would be entirely gone—and two other families today weep over the bodies of their young daughters because American workers were not allowed to supply a superior component even to the versions of this automobile made right here in America!», стеная о рабочих местах американцев, и отдавая должное мужеству члена профсоюза водителей (тот, правда, был храбрым мужиком, вытащившим девочку из горящей машины).

А тут в обозримом будущем производителям автомобилей без водителя предстоит столкнуться нос к носу с многочисленными и влиятельными профсоюзами. И поэтому ИТ-фирмы и известнейшие производители автомобилей уже вступают в альянс, целью которого будет вывести на дороги машины-роботы – Google, Uber, Ford Unite To Get Driverless Cars On Roads. Пока ближайшей целью коалиции является создание федеральных стандартов, устанавливающий правовой статус автономных транспортных средств.

720-ssa

Например, штат Калифорния запрещает эксплуатацию автомобилей-роботов, у которых нет баранки и педалей, а находящийся в них водитель с правами (англосаксонские варвары зовут их водительской лицензией) не готов в опасной ситуации взять на себя управление автомобилем. А фирма Google, вложившая немало сил и средств в разработку беспилотных машин, с таким подходом не согласна, обоснованно считая, что резкое повышение безопасности дорожного движения может быть достигнуто именно полным отстранением человека от вождения.

Драчка между уважаемыми спорящими сторонами обещает быть более чем интересной – это объясняется прежде всего их богатством. ВВП штата Калифорния в 2015 году составил $2 424 033 млн., меньше чем у Великобритании, но больше, чем у Франции (у России в тот год был $1 324 734 млн.). А капитализация Alphabet Inc, материнской компании Google, на прошлой неделе превысило капитализацию Apple, что сделало ее самой богатой корпорацией мира. Самый жирный штат против самой успешной компании – это крайне интересный сюжет для глобального постиндустриального мира.

Но пока мы живем не в мире киберпанка (во всяком случае, живем в нем не полностью…) уважаемые стороны не используют против оппонентов Национальную гвардию штата и частные военные компании (это, видимо, следующий этап – любителей НФ отошлем к «экологическому» роману Паоло Бачигалупи «Водяной нож», свежепереведенному на русский). Пока будут работать юристы и лоббисты. Хотите составить впечатление об их деятельности – взгляните американский юридический сериал Good Wife. В этой истории о грызне адвокатов и коррупции политиков постоянно всплывают проблемы высоких технологий.

Кто виноват в гибели человека, погибшего в результате выстрела из пистолета, отпечатанного на 3D-принтере? Можно ли стрелять из дробовика в дрон, летающий над твоим участком? По какому алгоритму работает робот-пылесос? Если создатели сериал продлят, то мы наверняка увидим прекрасно снятые судебные баталии и партийные интриги вокруг автомобилей без водителей. Именно так и намерен действовать свежесозданный консорциум. Нанимать адвокатов, лоббировать политические решения в федеральных и местных легислатурах.

Важный шаг в этом направлении уже сделан – NHTSA, Национальная дорожная администрация США по безопасности движения автотранспорта в феврале 2016 года признала ИскИн от Google законным водителем. Теперь это решение надо будет «продавить» по всем уровням законодательной власти. Работа для политиков и юристов, но только она создаст полноценный рынок для автономных транспортных средств, и поможет сохранить человеческие жизни. Кстати – разительный контраст с нашим предпринимательством; даже ОПСОСы с клиентской базой в сотни миллионов человек безропотно взирают на прохождение закона, обрекающего их на траты в десятки гигабаксов («Объем данных для хранения по «закону Яровой» оценили в 157 млрд гигабайт»).

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях