Все больше предприятий по всему миру выбирают облачную архитектуру и, в основном, по двум причинам. Она делает бизнес более динамичным, позволяет быстро реализовать новые бизнес-модели, а также содействует эффективному использованию ИТ-ресурсов, упрощает эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. Однако переход в облако требует анализа связи ИТ с бизнес-стратегией и предполагает не только с технологические, но и организационные изменения, реорганизацию бизнес-процессов.
Если вы еще не готовы к публичному облаку, или это противоречит корпоративной политике, то можно получить значительные преимущества от защищенного частного облака. Развертывая облако на своей площадке, вы обеспечите лучший контроль над расходами и средствами безопасности, вместе с тем добившись большей гибкости бизнеса и экономии операционных затрат, свойственных облаку. По данным исследования Oracle, более половины (55%) респондентов отмечают, что они достигнут «облачной зрелости» в освоении частных облаков в ближайшие два года.
Жизненный цикл облака включает в себя планирование ИТ-архитектуры и вариантов консолидации приложений, создание облачной инфраструктуры, подготовку сервисов, их тестирование и публикацию для пользователей, мониторинг и управление облачной инфраструктурой, тарификацию и биллинг, оптимизацию ресурсов. Как же построить частное облако? Можно выделить следующие шаги.
Шаг 1. Планирование облака
Частное облако предполагает виртуализацию, стандартизацию и автоматизацию. Хотя виртуализация не обязательно лежит в основе частного облака, это наиболее распространенный подход. Виртуальная среда, как правило, требует централизации ресурсов хранения данных. В современных ЦОД она охватывает все уровни – от вычислительных до сетевых ресурсов.
При проектировании облака необходима инвентаризация ИТ-активов и документирование процессов, ревизия корпоративных приложений, анализ целесообразности и способов перевода приложений в облако. Чтобы консолидировать текущие приложения, надо проанализировать, как распределяется нагрузка. Для решения этой задачи используются специальные инcтрументы.
Переход к частному облаку предполагает анализ готовности ИТ-инфраструктуры и при необходимости – ее модернизацию и стандартизацию, включая системы управления и обеспечения безопасности. Одна из целей создания частного облака – автоматизация, но ее сложно достичь без стандартизации ИТ-систем.
Кроме того, необходимо построение или изменение процессов управления ИТ в соответствии с облачной моделью. Нужно продумать, как будет происходить развертывание облака и миграция в него ИТ-сервисов, какие организационные изменения для этого необходимы. Таким образом, на данном этапе происходит детальная проработка организационной и технической составляющей миграции.
Шаг 2. Создание инфраструктуры
Для облака необходимо выбрать технологическую платформу. Она должна соответствовать характеристикам и принципам будущей инфраструктуры. Правильно построенная архитектура определяет, какие типы сервисов и насколько гибко можно будет предоставлять пользователям.
Частные облака могут быть реализованы на различных аппаратных платформах в зависимости от размера предприятия, объема и класса решаемых задач – от ЦОД для крупных компаний до нескольких серверов x86 для SMB.
В настоящее время вендоры предлагают системы, специально спроектированные для реализации частного облака. Интегрированные программно-аппаратные комплексы, включающие в себя серверное и сетевое оборудование, СХД, системное и управляющее ПО для решения специфических задач, способствуют предсказуемости результата и снижению рисков.
Такие комплексные решения предназначены для критически важных задач, способны к масштабированию, характеризуются высокой производительностью и простотой управления. Их можно использовать для консолидации разнотипных нагрузок. Существуют и специализированные решения, которые созданы под конкретные задачи, например, обработку больших объемов данных.
По прогнозу Oracle, в 2016 году многие предприятия сфокусируются на использовании прединтегрированной ИТ-инфраструктуры, а не на попытках «самосборки», а ИТ-команды поймут, что «один размер» не может подойти для всего. Они разделят рабочие нагрузки на несколько направлений и будут стараться оптимизировать каждое отдельно, а не все вместе.
Специализированное ПО позволяет реализовать функциональные атрибуты облака: сервисную модель, автоматизированное обслуживание потребителей, масштабируемость и мониторинг ресурсов, динамическое распределение нагрузки.
Шаг 3. Настройка
Среди достоинств интегрированных платформ – простота развертывания, гарантированная работоспособность, простота управления. Производитель тщательно контролирует все компоненты, поэтому решение работает более стабильно, демонстрирует высокую производительность, отличается простотой использования и минимумом простоев.
Построение облачной инфраструктуры из стандартных компонентов и ее настройка дают ряд преимуществ: решаются проблемы с совместимостью, стандартные элементы инфраструктуры имеют известные характеристики производительности, а ресурсы, необходимые для работы сервисов, могут быть определены заранее путем тестирования.
Этап настройки включает подготовку виртуальных машин, БД, серверов приложений, назначение прав пользователям. Облако также подразумевает стандартизацию создаваемых объектов на основе механизма шаблонов.
Шаг 4. Тестирование
Далее проводится тестирование облака. Полученные результаты позволят составить четкое представление о том, как тот или иной сервис или приложение «чувствуют» себя в облаке. Они помогут выявить слабые места выбранной архитектуры и устранить их уже на этом этапе.
Сложные технологические решения подразумевают несколько типов тестов – тестирование модулей для анализа компонентов решения, функциональное тестирование, то есть проверку того, что продукты и компоненты работают именно так, как планировалось, а также интеграционное тестирование решения как единого целого. В системах с высокими требованиями к безопасности проводятся тесты на защиту от несанкционированного доступа.
Комплексные интегрированные платформы, использующие стандартизованную архитектуру, не требуют глубокого дополнительного тестирования, что позволяет существенно сократить время ввода системы в эксплуатацию.
Шаг 5. Заказ сервисов
Облако с его автоматизацией предполагает заказ и работу с сервисами конечных пользователей с помощью портала самообслуживания. Создание портала самообслуживания упрощает доступ пользователей к необходимым сервисам и ресурсам ИТ, и, в конечном счете, разгружает специалистов первой линии поддержки. Он предоставляет возможности эффективного самообслуживание различных групп потребителей за счет автоматизированного предоставления ИТ-услуги «по запросу».
С помощью портала самообслуживания пользователь может создать заявку, в которой в формализованном виде указать требования к ИТ-ресурсам, необходимым для нового сервиса. Заявка либо проверяется администратором облака, либо, при соответствующих настройках, исполняется системой управления облака автоматически.
Шаг 6. Мониторинг
Обязательный компонент облака – система мониторинга и управления. В частности, она позволяет контролировать производительность приложений, быстро реагировать на проблемы. Необходимо также контролировать использование дискового пространства, оперативной памяти, вычислительной мощности и заранее предвидеть исчерпание этих ресурсов. Особенно удобны универсальные средства мониторинга и управления – от диска до приложения и облака.
Результатом должно стать повышение качества обслуживания пользователей и сокращение эксплуатационных затрат благодаря раннему устранению неисправностей. Комплексный мониторинг повышает надежность ИТ-инфраструктуры в целом – сокращается время простоя. Кроме того, благодаря системе мониторинга не допускается бесконтрольный рост числа виртуальных машин, появляется возможность обосновывать и планировать закупку ИТ-систем. При необходимости можно организовать биллинг использования вычислительных ресурсов.
Шаг 7. Тарификация и биллинг
Одна из важных характеристик облака – возможность оплаты только по факту использования ресурсов, появление простого и прозрачного способа расчета себестоимости ИТ-услуг. Интегрированные в частное облако инструментальные средства позволяют строить сложные планы биллинга, учитывающие десятки характеристик использования оборудования и ПО.
Мощные системы тарификации и биллинга помогают сформировать гибкий план оплаты ресурсов. При использовании облачных сервисов для каждого объекта на основе тарифного плана будут формироваться отчеты о платежах. Они могут служить основой реальной оплаты (в сочетании с биллинговой системой) или контроля потребляемых ресурсов и для взаиморасчетов.
Шаг 8. Оптимизация
Простые средства создания облачной инфраструктуры позволяют развернуть частное облако за одну-две недели, организовать его эксплуатацию. Управление всем технологическим стеком облака от оборудования до приложений осуществляется централизованно.
При внедрении частного облака повышается оперативность работы ИТ-отдела – в любой момент по запросу бизнеса он может развернуть нужный сервис за 5-10 минут. ИТ-специалисты лишь поднимают виртуальную машину из шаблона и устанавливают необходимый сервис, в то время как компании с традиционной ИТ-инфраструктурой пришлось бы заказывать сервер, устанавливать на него программное обеспечение и приложения, подключать его к сети передачи данных и инфраструктуре хранения.
Частное облако – удобная и эффективная инфраструктура, которая обладает большей гибкостью и эффективностью, чем традиционные ИТ. Его характеризуют быстрота перестройки, масштабируемость и эффективность. Для многих организаций это естественный первый шаг к освоению облачных технологий. Кроме того, использование такой облачной модели служит базой для создания гибридного облака.
Как правило, решения для частного облака – мультивендорные, и технологический стек в публичном и частном облаке не идентичен. Немногие поставщики могут предложить для частного и публичного облака одни и те же платформы, что мешает использовать потенциал свободной переносимости рабочих нагрузок между частной и публичной облачной средой. А ведь было бы удобно, если бы развертывание облачных решений в инфраструктуре клиента выглядело точно так же, как еще один дата-центр в публичном облаке. Вы могли бы расширять ресурсы своего дата-центра за счет публичного облака или начать разработку приложения в публичном облаке, а затем запустить его работу в своем дата-центре. Сегодня это становится реальностью.