Жизнь нашей страны раннесоветского периода была полна занимательных аббревиатур. Одной из них был ЛОКАФ – Литературное объединение Красной Армии и Флота. Создали это объединение – породив вышепомянутую аббревиатуру – летом 1930 года советские писатели, из которых с творчеством без особого напряжения памяти можно соотнести Демьяна Бедного, Александра Безыменского, Виссариона Саянова, Алексея Суркова, Николая Асеева, Юрия Олешу… Целью ЛОКАФ было объединиться для создания литературы, «помогающей рабочему классу Союза ковать свою боеспособность, литературы, правильно отображающей классовое лицо Красной армии и флота».
Ну, о «классовом лице» иной разговор… Но вот могла ли литература помогать рабочему классу Союза ковать свою боеспособность? Смеяться будете – но могла! Поясним это на наглядном примере. С января 1931 года стал выходить литературно-художественный журнал «ЛОКАФ», в 1933 году переименованный – в связи со сгоном всех литераторов в единый Союз Писателей – в «Знамя». И именно журнал «ЛОКАФ» в 1932 году опубликовал роман Леонида Соболева (1898-1971) «Капитальный ремонт».
Гардемарин Морского кадетского корпуса Леонид Соболев участвовал сигнальщиком в Моонзундском сражении и в Ледовом переходе Балтийского флота, служил штурманом на броненосце «Андрей Первозванный» и «новике» «Орфей». А после вывода их из действующих сил флота был флагманским штурманом отряда сторожевиков Морской пограничной охраны. Дебютировал «путевым» очерком «„Ленин“ в Ревеле» – «Ленин» из очерка это систер-шип «Орфея» «новик» «Капитан Изылметьев», переименованный в честь вождя мирового пролетариата в 1922 году. А в Ревель, звавшийся Tallinna, «Ленин» заходил с визитом эскадры Балтфлота.
И в 1932 году Соболев опубликовал «Капитальный ремонт», роман о входящем в Первую мировую войну Балтийском флоте. Размышления участника Гражданской войны о причинах гибели Российской империи. Лейтенант Литвин из романа – брат писателя, Александр Соболев, командир носовой башни главного калибра на додредноуте «Павел I». А сам автор предстает в образе гардемарина Юрия Литвина. И вот одно из лучших мест книги, беседа Юрия с дядей, присяжным поверенным Сергеем Марковичем, о стоимости и мощи российского флота:
— Ну, любопытно, — сказал Юрий, начиная сердиться и тщетно подыскивая возражения. Но их не было. Морской корпус обучал многим вещам, до богословия включительно, но не касался этих денежных вопросов: дело морского офицера воевать, а не торговать.
— Это главный козырь в наших картах, — сказал Сергей Маркович самодовольно. — Сравните тоннаж нашего и иностранного флотов, и вы увидите, что собственно боевых судов — если считать боевыми судами древние калоши, которые развалятся от одного залпа немецкого дредноута, всякие «Славы», «Цесаревичи», «Александры», которым в субботу сто лет стукнет, и крейсера, которым в ту же субботу стукнет двести лет, — так боевых судов у нас 260 тысяч тонн. А небоевых — учебных судов, яхт — императорских, министерских, адмиральских, транспортов, портовых судов и прочих кораблей, никогда не имевших на борту пушки, — таких наберется 300… или, позвольте… кажется, даже 310 тысяч тонн. Вот часть разгадки! У Германии это соотношение выражается в цифрах — 610 тысяч тонн боевых судов и 90 небоевых… А у Англии — слушайте, мичман, — у Англии, владычицы морей, в списке флота состоит всего 19 тысяч тонн небоевых судов, то есть в пятнадцать раз меньше, чем у нас! И всю эту ораву надо комплектовать командой, тратить деньги на топливо, на ремонт, на краску…
— Так что же, по-вашему, флота иметь не надо? — вскинулся Юрий. — Какое вы имеете право судить, нужны или нет эти транспорты, учебные суда, мастерские, о которых вы понятия не имеете?
— Не я сужу, милый юноша, деньги судят!.. Деньги — критерий всякого таланта и всякой бездарности, лакмусовая бумажка всех явлений! Дебет, кредит, баланс — вот прожектор, освещающий все… И баланс показывает безумные ваши расходы, расходы людей, не умеющих сосчитать до ста… Штабы и адмиралы — вот ваша вторая бочка данаид. Опять сравните цифры, все время помня, что собственно флота, то есть кораблей, могущих вести бой, у нас вдвое меньше, чем у немцев. Но у них адмиралов — двенадцать, у нас двадцать пять! Но у них капитанов первого ранга восемьдесят, а у нас полтораста!.. Иначе говоря, у них один высший начальник делает то, что у нас четыре. Посчитайте теперь, чего стоят народу три бездельника на каждом командном месте!.. Не надо иметь какой-то особенной «флотской» головы на плечах, чтобы, всмотревшись в эти цифры, не схватиться за нее обеими руками…
«Деньги – критерий всякого таланта и всякой бездарности, лакмусовая бумажка всех явлений!». Да ведь эти строчки писателя – квинтэссенция функционально-стоимостного анализа в применении к строительству высокотехнологических вооруженных сил! Того функционально-стоимостного анализа, который многократно описанный нами министр обороны США Роберт Макнамара ввел в закупочные контракты Пентагона лишь в середине 1960-х годов… Ай, как хорошо учили гардемаринов в Морском кадетском корпусе. Ай, как ясно умели излагать свои мысли члены ЛОКАФ…
Так что именно деньги – ключ к военной мощи. Причем как сами деньги – без них бессилен самый совершенный функционально-стоимостной анализ, так и возможность их эффективно тратить. А то ведь, бывало, получалось как в стихах Саши Черного: «От русского флота остались одни адмиралы – Флот старый потоплен, а новый ушел по карманам.»… В современном Пентагоне заветы Макнамары помнят и на словах чтут – хоть и не всегда получается на деле, о чем свидетельствуют распухшие бюджеты и срывающиеся сроки сдачи перспективных истребителей-бомбардировщиков да кораблей сублиторальной зоны. Но пребывать в радостной расслабленности от этих срывов потенциального противникауважаемых партнеров явно не стоит. За счет секретных статей бюджетов Пентагона ведутся крайне интересные – и скрывавшиеся до времени от любознательных глаз – разработки.
О НИОКР, имеющих целью вывести на поле боя снхронизированные в действиях боевые дроны по имени LOCUST, саранча, мы рассказывали в прошлом году – «В небо войны возвращается рой». Ну а теперь Пентагон слил в The Washington Post забавное видео, показывающее испытания совсем маленьких – в фунт весом – дронов, раскидываемых из бортовых кассет истребителей-бомбардировщиков F-16 и F-18 – Veil of secrecy lifted on Pentagon office planning ‘Avatar’ fighters and drone swarms.
Испытывались микродроны прошлым летом на Аляске (Аляска с ее суровой северной природой – с чего бы?). Являются они дебютом созданного в 2012 году в системе Пентагона Strategic Capabilities Office, Управления стратегических возможностей. Деятельность этой конторы, задачей которой является изыскание возможности противостояния стратегическим угрозам интересам США со стороны Китая и России, протекает в глубокой тайне, бюджет ее не известен. Можно сказать только, что на 2017 год министр обороны США Эштон Б. Картер запросил для нужд SCO $902 миллиона долларов.
Естественно, что такая просьба должна была быть подкреплена демонстрацией успехов, каковую задачу и выполняет опубликованный (или как там надлежит говорить…) в The Washington Post ролик. Точно что либо сказать о роях этих малютках нельзя. Ясно только, что эти изделия будут (точнее – могут быть…) предельно дешевы за счет массовости производства. Взаимодействуя между собой в рое они смогут провести разведку местности (прямо как титан Аргус, имевший тысячу глаз) и выполнить целеуказание, избавляя пилотируемую машину от необходимости входить в зону ПВО.
Смогут ли они выполнять ударные функции – вопрос сложный. Слишком уж малы их габариты и вес. Современная осколочная граната РГО весит 530 грамм, а тут весь дрон в фунт весом. Конечно, мстительная княгиня Ольга будто бы сожгла древлянский Искоростень с помощью птичек с горящей паклей. Но для сожжения деревянного, а местами и бумажного, Токио американцам потребовались тяжелые B-29, мелочевкой тут не обойдешься. (Подробности – «Токио в огне: самая разрушительная бомбардировка Второй мировой»)
Так что представляется – микродрон может нести или какой-то сверхмалый и специализированный боеприпас, или вообще – нечто из разрядов запрещенных международными конвенциями (когда и кто с ними считался, да и распылители микродронов шибко похожи на древние распылители ХБО…) отравляющих веществ или биологических агентов. Но бесспорно одно – главным достоинством микродронов может быть их предельно низкая стоимость, обуславливаемая массовым производством. Именно этому учит функционально-стоимостной анализ.