Осенью 2013-го года Элон Маск наделал шуму, пообещав построить самоуправляемый автомобиль за три года. Это было очень смело, учитывая, что конкуренты планируют то же самое лишь к третьему десятилетию века, а у Маска на руках не было ничего, кроме, собственно, четырёхколёсной повозки, пусть и на электрическом ходу. Но прошло всего два года — и Tesla Motors пустила свои робо-наработки в серию.
Нет, робокара в полном понимании у них пока нет. Но последнее обновление «прошивки» бортовых компьютеров Model S и Model X, рассылаемое пользователям с 14 октября, содержит функцию Autopilot — реализующую значительную автоматизацию процесса управления автомобилем. И вот уже неделю как её обкатывают на реальных дорогах простые люди.
Если вы ещё не оценили масштаб случившегося, подумайте вот о чём. До сих пор, при всех успех робокаростроения (Google и прочие), ни один робокар не выезжал на настоящую дорогу с простым человеком на борту. Всё то, что мы видели и о чём слышали от пионеров-автостроителей, были всего лишь эксперименты разных сортов — проводимые всегда под контролем специалистов. Никто не пускал человека с улицы в робокар и не давал ему «зелёный свет». И барьером здесь не столько технические трудности (те же гуглокары, как известно, наездили уже миллионы безаварийных километров), сколько инертность общества и закона. Говоря попросту, общество пока не готово выпустить самоуправляемый автомобиль из лабораторий — ведь нет никакой гарантии, что он не переедет кого-нибудь, не столкнётся с чем-нибудь. Мы пока не доверяем роботам настолько! Но тут и вступает в игру Tesla Motors и Маск. Они — первые, кто рискнул и сумел выпустить на обыкновенную дорогу настоящий (почти) робокар, усадив за руль водителя без специальной подготовки.
Но как, чёрт побери, им это удалось и как они на это решились? Всё станет понятно, если вспомнить оригинальную задумку. Маск не верил и не верит в возможность постройки автоматического автомобиля — то есть, такого, который бы сто процентов времени управлялся самостоятельно. Он считает, что на дороге всегда останется нечто такое, что будет роботу не по зубам, нечто, чему робота не учили и научить невозможно, сколько бы долларов ни потратили на него разработчики. Поэтому Маск собирался строить автоматизированное авто — избавляющее человека от необходимости рулить 90% пути, но оставшиеся десять вверяющее себя человеку. Эти десять процентов, вероятней всего, составят дворы, переулки и прочие подобные места, где отсутствует разметка, где ведётся случайный ремонт, где пешеходы непредсказуемы. И вот — первый результат.
За неполные две недели, прошедшие со дня релиза, его успели не просто обкатать тысячи человек, на нём успели даже поставить несколько рекордов. Троица американских фанатиков автоспорта, усевшись в Model S с новой версией прошивки, преодолела почти пять тысяч километров, от Калифорнии до Нью-Йорка, менее чем за 58 часов. Это рекорд и по дальности, и по скорости езды на электромобиле, но самое ценное в нём не дальность и не скорость: самое ценное то, что автомобиль двигался на автопилоте 96% времени. Поразительное совпадение с двухгодичной давности словами Маска, правда?
Впрочем, совпадения, случайности — всё это не про Маска. Пример с робокаром показывает, что везением он обязан параноидальной предусмотрительности. Вот уже год как выпускаемые Tesla Motors автомобили оснащаются всем необходимым «железом» для автопилотирования: ультразвуковые сенсоры, локатор (вместо лидара у конкурентов) и камера, особые тормоза, мощный компьютер. Таким образом для придания самоуправляемой функциональности, достаточно обновить прошивку, что делается даже без заезда в сервис. Ну, а тот факт, что речь только об автоматизации, а не об автоматической езде, открывает машинам Tesla все дороги. А нам — в смысле, простым пользователям — даёт возможность, наконец-то, оценить, плюсы и минусы робокара в реальных условиях.
Конечно, автопилот Tesla Motors — ещё не робокар. Автоматизированный автомобиль в понимании Элона Маска — значит, способный на многое, но не избавляющий человека от необходимости следить за дорогой. Так что тесловский автопилот может самостоятельно вести машину по автомагистралям и простым дорогам, следить за трафиком вокруг и соответственно менять скорость, перестраиваться из ряда в ряд по команде человека (сигналу поворота), искать свободное парковочное место и парковаться — но требует, чтобы человек не отрывался от руля дольше чем на несколько секунд. Не автомат? Нет. Но учитывая, что похожие функции в автомобилях других производителей реализованы в меньшем объёме и не связаны друг с другом, с точки зрения среднестатистического водителя, автопилот в Model S и Model X максимально близко подводит автомобиль к категории робокаров. И, конечно, грех его не испытать!
И вот тут в полный рост встаёт проблема, о которой раньше мы только догадывались. Пользователи воспринимают такой автомобиль как новую цифровую игрушку, вроде смартфона. Они не понимают или не хотят понимать смертельной опасности ошибок — по крайней мере до тех пор, пока лично не попадают в опасную ситуацию. Но и можно ли требовать иного от среднестатистического водителя? Он ведь не специалист-испытатель, задача которого — осторожное тестирование техники в заданных условиях. Простой водитель сразу ставит робокар в реальную ситуацию!
И вот одного уже штрафуют за превышение — потому что робокар не понял, что он на участке, где скорость ограничена, а водитель не удосужился последовать рекомендации производителя и ограничить её. Вот другой чуть не вылетает за пределы дорожного полотна, потому что опять же позволил автопилоту рулить на скорости больше допустимой, а дорога вдруг сделала крутой поворот с сужением. Третий вовсе чуть не убился — едва успев скорректировать ошибку автопилота, ринувшегося на «встречку» после небольшой горки. И это явно только начало: поток любительских видео, запечатлевших процесс «натурных испытаний» автопилота Tesla Motors, конечно, продолжится.
Ребята, пересёкшие континент на Model S, подтверждают, что за автопилотом требуется присматривать: он ведёт себя не как человек (в частности, на виражах) и это сказывается на больших скоростях. Конечно, явные ошибки исправят: Tesla Motors учитывает дорожный опыт и уже выпустила первый патч. Но кто исправит человеческий фактор? И можно ли вообще исправить эту неизбывную тягу испытать технику на грани возможного?