Разве не странно, что мы ценим информацию о себе меньше, чем Google или NSA? Корпорации прилагают колоссальные усилия, чтобы побольше узнать о своих потребителях (такое знание нетрудно обратить в деньги). Спецслужбы не отстают и на всякий случай просеивают любые персональные данные, до которых удаётся дотянуться. В этой гонке, похоже, не участвуем только мы сами.
Всегда ли так будет — большой вопрос. В 2007 году редакторы американского журнала Wired Гэри Вулф и Кевин Келли обратили внимание на то, что люди всё чаще подходят к продуктивности, здоровью, занятиям спортом и другим аспектам своей жизни с бухгалтерской дотошностью: ведут подробные записи, а затем анализируют их и получают любопытнейшие результаты.
Вулф и Келли обозначили это явление термином «Quantified Self» («измерение себя»). Всплеск интереса к изучению информации о себе они связывают с появлением смартфонов, значительно упростивших сбор данных. Кроме того, сейчас многим приходится регулярно работать со статистикой; это меняет взгляд на вещи. После суток в недрах Google Analytics идея устроить A/B-тестирование собственного ужина перестаёт казаться дикостью.
«Почти всё, что мы делаем, генерирует данные», — утверждает Вулф. Не нужно даже прилагать усилия: незначительные на первый взгляд следы, которые люди оставляют в Интернете, говорят о нас куда больше, чем может показаться. Об этом предупреждает почти каждая статья о защите персональной информации, но одно дело — прочитать, и совсем другое — увидеть собственными глазами.
Посмотрите. Перед вами — два десятилетия жизни Стивена Вольфрама, основателя компании Wolfram Research, которая разрабатывает популярную систему компьютерной алгебры Mathematica и базу знаний Wolfram|Alpha. Каждая точка на графике — это электронное письмо, которое получил Вольфрам. Её вертикальная координата соответствует времени получения, горизонтальная — дате.
На рисунке, сложенном из писем, отчётливо видны различные этапы жизни Вольфрама. В девяностые он отшельничал, работая над книгой «New Kind of Science«. В этот период время сна (широкая белая полоса внизу) колеблется в районе, плохо совместимом с офисной жизнью. В 2002 году происходит скачок: книга завершена, и Вольфрам с головой ныряет в работу своей компании. Сон становится регулярнее, а переписка — настолько частой, что отдельные точки почти сливаются. Сохраняется только светлая полоска между шестью и девятью часами вечера, тянущаяся через все двадцать два года на графике. Это время, которое он ежедневно выделяет на семью.
Вольфрам подозревает, что в мире почти нет людей, обладающих столь же обширной базой данных о себе. Свою он начал копить почти тридцать лет назад. В его архиве до сих пор имеются файлы и электронные письма, которые датируются восьмидесятыми годами прошлого века. В 2002-м Вольфрам установил кейлоггер, фиксирующий каждое нажатие на клавишу компьютера. С 2004 года офисная АТС записывает метаданные его телефонных переговоров. В 2010-м основатель Wolfram Research завёл электронный шагомер, который считает количество шагов, совершаемых в течение дня. А недавно к шагомеру добавились дополнительные датчики. Один следит за осанкой Вольфрама, а другой определяет его положение в кабинете.
Для того чтобы повторить этот опыт, пусть и в меньших масштабах, не нужно быть сумасшедшим учёным с многомиллионным состоянием. Quantified Self по-прежнему не назовёшь массовым хобби, но идея всё же пошла в народ. Специализированные гаджеты для сбора информации о себе можно купить даже в России. В App Store и Google Play имеются десятки (если не сотни) приложений, предназначенных для тех, кто хочет узнать о себе кое-что новое. К теме начинают проявлять интерес даже такие гиганты, как Intel или Nike.
Первыми распробовали Quantified Self любители спорта. Во-первых, для них не в новинку следить за всем, что может повлиять на спортивные результаты. Во-вторых, в этой области порой можно обойтись без сложного анализа и глубокомысленных выводов. Достаточно, чтобы цифры подтверждали, что пот на тренировках проливается не зря.
Nike+
Nike с 2006 года выпускает кроссовки с датчиками в подошвах, которые автоматически отслеживают продолжительность тренировки, пройденный путь, скорость и потраченную энергию. Эти данные загружаются в веб-приложение Nike+ и преобразуются в наглядные графики. Позже в Nike разработали мобильное приложение и браслет с аналогичной функциональностью.
Jawbone UP
Браслет Jawbone UP тоже фиксирует физическую активность своего обладателя, но этим его возможности не ограничиваются. Он позволяет вести гастрономический дневник, а по ночам записывает продолжительность фаз глубокого и быстрого сна. Последнее превращает Jawbone UP в прекрасный будильник: он подаёт сигнал как раз в тот момент, когда сон становится более чутким.
Fitbit
Шагомер Fitbit Zip следит за расстоянием, пройденным за день, и вычисляет, сколько при этом сгорело калорий. Его старший брат Fitbit One снабжён альтиметром (с его помощью устройство замечает, когда пользователь карабкается по лестнице) и умеет следить за фазами сна. Кроме этих устройств, компания выпускает браслет, слегка уступающий по функциональности Jawbone UP, и «умные» весы.
Adidas micoach
Если Nike встраивает датчики в кроссовки, то Adidas — в спортивную одежду. Компания выпускает специальные майки с электродами, считывающими сердцебиение человека. Информация передаётся другому гаджету — например, пульсометру всё той же Adidas, который, в свою очередь, может быть подключён к приложению для смартфона, контролирующему ход тренировки.
С той же лёгкостью методы Quantified Self пустили корни среди людей, озабоченных борьбой с избыточным весом. Им в любом случае нужно следить за тем, что они едят, а от этого до подробных записей и экселевских таблиц с количеством калорий, жиров и углеводов — один шаг. Да и мотивирующие графики уменьшения веса им тоже не помешает.
Wii Fit
Доски Wii Fit, производимые Nintendo, по сути, представляют собой замысловатые электронные весы. Игровая приставка, к которой они подключаются, запоминает, сколько времени потрачено на упражнения, много ли они сожгли калорий и как это повлияло на вес. Nintendo удалось продать больше 22 миллионов Wii Fit. Такая популярность другим устройствам и приложениям Quantified Self даже не снилась.Главная проблема с учётом калорий заключается в том, что его приходится делать вручную. Чтобы не забросить это занятие, требуется изрядная сила воли. Приложение для iPhone под названием Meal Snap решает эту проблему. Для начала нужно сфотографировать блюдо с помощью Meal Snap. Снимок отправится в Mechanical Turk, где один из пользователей за малую плату сделает все расчёты.
HAPIfork
Эта электронная вилка запоминает, сколько раз её подносили ко рту и долгой ли была трапеза, а затем вычисляет скорость, с которой её обладатель метал еду в рот. Время от времени вилку нужно подключать к компьютеру по USB. Собранные данные отправляются на сайт производителя, где они будут переработаны в красивые диаграммы и графики.
Приложения
Чаще всего мобильные приложения, предназначенные для того, чтобы следить за своим рационом, очень простые: несложный интерфейс для ввода данных и никакой автоматики. Главное отличие — объект учёта. Например, Boozerlyzer служит для вычисления количества поглощённого алкоголя, Caffeine Zone учитывает выпитые чашки кофе и чая, а Waterlogged — воды.
Медицина — ещё одно направление, где Quantified Self может пригодиться. В перспективе носимые датчики, непрерывно следящие за показателями жизнедеятельности человека, позволят замечать потенциально опасные отклонения от нормы задолго до того, как они превратятся в болезнь.
AsthmapolisЭто небольшое устройство надевается на ингалятор с лекарством от бронхиальной астмы. Использование ингалятора активирует Asthmapolis, и он запоминает географические координаты текущего места. Если нанести собранные геоданные на карту, можно выяснить, где именно чаще всего случаются приступы астмы и какие факторы могут их вызывать. |
LUMObackЭтот датчик крепится на пояснице. Он следит за осанкой и сигнализирует при помощи вибрации, когда замечает, что его обладатель сутулится. Информация о каждой перемене позы передаётся на смартфон, так что пользователь может выяснить, сколько времени он провёл стоя или сидя. |
23andMeКомпания 23andMe занимается генетическим тестированием. За $99 она проанализирует ваше происхождение через присланный образец слюны и найдёт гены, которые свидетельствуют о предрасположенности к определённым болезням, передающимся по наследству — причем, это комплексная услуга: всё за одну цену набора. В общей сложности вы получите около 50 отчетов о разных показателях вашего организма и родословной. Для того, чтобы вывести биоматериал из страны вам потребуется бесплатное разрешение от Минздрава, которое выдается на 1 год. Для того, чтобы сдать анализ в любом из трех типов наборов есть все необходимое с подробными инструкциями. Особенностью данного сервиса является более подробное изучение ДНК, поскольку компания анализирует Y-хромосому и митохондриальную ДНК. Это может быть крайне полезно не только в информативных целях, но и при планировании беременности.
|
Blip BPЭлектронный тонометр Blip BP измеряет артериальное давление человека, а затем по Wi-Fi загружает полученные цифры на сервис производителя. Историю измерений можно проследить в личном кабинете на сайте компании или с помощью мобильного приложения (имеются версии и для Android, и для iOS).
DnaweeklyОбзоры наборов для генетического тестирования, обширная база знаний о статьях и ресурсах на тему ДНК. Также вы можете найти пользовательские обзоры и сравнения. Действительно классный ресурс |
ПриложенияДатчиков, измеряющих настроение, не существует, поэтому большинство приложений подобного рода доверяет ввод данных пользователю. Остальное — в меру фантазии их авторов. Например, сервис MoodPanda отличается повышенной социальностью, а создатели Moodjam изобрели забавный цветовой код для обозначения настроений. |
MelonОбруч, надеваемый на голову, следит за активностью мозга, используя те же принципы, на которых основаны медицинские электроэнцефалографы. В данном случае, правда, цель другая: показания датчиков передаются смартфонному приложению, а то использует их, чтобы оценить степень сосредоточенности пользователя. |
Интерес к Quantified Self и внимание к разнообразным методам повышения производительности труда и борьбы с прокрастинацией (например, модному в недалёком прошлом GTD) часто идут рука об руку.
RescueTimeПриложение RescueTime прячется у часов в уголке экрана компьютера и запоминает, сколько времени пользователь провёл в каждой программе, документе или на сайте. Собранная им статистика даёт исчерпывающий ответ на вопросы «Куда улетучивается время?» и «Что делать, чтобы успеть побольше?» (спойлер: заблокировать доступ к «ВКонтакте»). |
BeeminderАвторы Beeminder придумали воистину садистский метод борбы с прокрастинацией. Их приложение позволяет наметить цель, а затем следит за её выполнением. Всякий раз, когда план оказывается провален, Beeminder снимает с банковского счёта пользователя деньги: это наказание за нерадивость. |
Иногда холодные цифры — это всё что нужно. В других случаях они становятся лишь первым шагом к достижению цели. Возьмём, к примеру, историю биолога Александры Кармайкл (она хорошо известна любителям Quantified Self и сейчас возглавляет соответствующий отдел в компании 23andMe). Несколько лет назад у Кармайкл была вполне определённая цель: ей хотелось, чтобы перестала болеть голова.
Кармайкл страдала от регулярной головной боли почти двадцать лет. Лекарства, прописываемые врачами, не помогали. В 2009 году ей надоело, и она взяла решение проблемы в свои руки.
Вы представляете, как программисты ищут и исправляют ошибки в «дырявых» программах? Первое, что для этого нужно сделать, — научиться воспроизводить обстоятельства, которые приводят к сбою. Затем необходимо выяснить, что происходило внутри программы непосредственно перед этим.
Борьба с головной болью шла по очень похожему плану. Первое: следить за всеми факторами, способными вызвать «сбой» — приступ мигрени. Второе: определить, какие факторы чаще всего предшествуют приступу. Третье: проверить, действительно ли идентифицированные факторы вызывают боль. Четвёртое: в случае успеха найти способ избежать повторения проблемы.
С помощью пары смартфонных приложений Кармайкл стала записывать дату и время каждого приступа мигрени и список всей потребляемой пищи. Мало-помалу стали проявляться паттерны, которые не давались невооружённому взгляду. Во-первых, Кармайкл заметила, что головной боли нередко предшествовал резкий перепад количества молочных продуктов, съеденных в течение дня. Во-вторых, за два дня до некоторых приступов мигрени в гастрономическом дневнике появлялась пища, содержащая клейковину.
Следующий этап — экспериментальная проверка. Кармайкл специально воспроизвела обстоятельства, предположительно приводящие к головной боли. Обе теории подтвердились. Исключив из рациона продукты, содержащие молоко или клейковину, она избавилась от значительной доли приступов.
Очевидно, что эксперименты Кармайкл вряд ли могут претендовать на научность. Слишком маленькая выборка (если это вообще можно назвать выборкой), отсутствие контрольной группы, неизбежная в таких случаях субъективность, отсутствие понимания истинных причин происходящего — список можно продолжать и продолжать. В данном случае всё это не играет роли: так или иначе, но поставленная задача была решена.
История Кармайкл не уникальна. Сайт Гэри Вулфа QuantifiedSelf.com то и дело рассказывает об удачах подобного рода. Каждая из них — это пример того, как анализ информации о себе позволяет выявить незаметные связи в окружающем нас мире. Перепады настроения, спонтанные решения или, например, трудности с концентрацией внимания нередко лишь кажутся случайными. В действительности у них вполне могут быть причины, просто их очень трудно заметить.
Когда есть данные, всё меняется. Нет нужды двигаться вслепую и надеяться на удачу. Энтузиаст Quantified Self, измеряющий своё настроение и работоспособность, сон, физическую активность, питание и записывающий передвижения по городу, без особого труда может сопоставить собранные данные и обнаружить закономерности, которые не бросаются в глаза. Нужно ли объяснять, какие возможности это открывает?
Остаётся одна проблема. Ключевое слово в предыдущем абзаце — «энтузиаст». Самоанализ, даже полуавтоматизированный, — занятие на очень большого любителя. Мобильные приложения и датчики, встроенные в смартфоны, многократно увеличили потенциальную аудиторию Quantified Self, но она всё равно не так уж велика. Чтобы расширить её, необходим ещё один толчок. Возможно, его дадут массовые носимые компьютеры, такие как Google Glass или гипотетические часы Apple. Но это уже тема для другой статьи.