Печать выходит из моды

Принтер — почти синоним персоналки. Не в буквальном функциональном смысле, конечно, а в плане востребованности. С самой зари персональных компьютеров, ещё со времён CP/M и MS-DOS, печатающее устройство сопровождало каждую вычислительную машину, претендующую на практическую отдачу. Что там, сам старик Бэббидж придумал для своей разностной машины печатающее устройство! И даже пользователи «игровых» 8-битных ПК, обделённые изначально, всегда старались таким устройством обзавестись.

Оно и понятно: на протяжении десятилетий печать оставалась чуть ли не единственным и уж точно самым полезным способом преобразования невесомого цифрового контента в твёрдую аналоговую форму — которую, если позволите так выразиться, можно употреблять без подключения к розетке. Однако за последние годы кое-что неуловимо изменилось. И события происходящие сегодня в индустрии 2D-печати, заставляют задаться вопросом: а переживёт ли она вообще ближайшие, скажем, пять лет?

Впрочем, до паники ещё далеко и в новостях — картина интересная. Например, публике вдруг стало очевидно, что в списке крупнейших производителей печатающих устройств (HP, Epson, Canon, Xerox, Lexmark) не осталось ни одного, кто не использовал бы в своих продуктах механизм регионального кодирования. Упрощая, смысл вот в чём: раньше редко, а теперь преимущественно, принтеры «понимают» расходные материалы только того региона, к которому сами же и привязаны. Мы привыкли к подобному в лазерных дисках, в игровых приставках, но DRM в принтерных картриджах пока ещё остаётся для обывателя новостью — и новостью неприятной! Зачем это сделано? Вероятно, чтобы затруднить использование неофициальных расходников и контролировать цену. Впрочем, давайте о причинах позже.

Краска кончилась

Другое большое событие: подготовка Epson к осеннему старту на Западе линейки струйных принтеров EcoTank. В целом они повторяют популярные модели прошлых лет, отличаясь в одном: в них нет картриджей. Вместо этого в моделях EcoTank предусмотрены сравнительно большие внутренние ёмкости, которые пользователь сам заполняет краской из бутылочек. Идея как бы в том, чтобы снизить расходы на (в особенности, цветную) струйную печать. Краска в картриджах, как известно, чрезвычайно дорога. Много раз энтузиасты подсчитывали, сколько стоит её литровый объём — и всегда получались фантастические суммы. Как кто-то хорошо подметил, краска для струйного принтера стоит дороже самого дорогого вина, поднятого с затонувших древних галеонов.

Так вот, бутылочки позволяют уменьшить затраты на порядок или по крайней мере в разы. Заправлять модели EcoTank, при типичной домашней и офисной нагрузке, придётся не чаще раза в год-два. А подвох в том, что сам принтер теперь будет стоить в несколько раз дороже. Иначе говоря, Epson пробует порвать с доминирующим в индустрии струйной печати принципом «опасной бритвы», когда, заманив покупателя дешёвым печатающим устройством, производитель получает основную прибыль, продавая ему непомерно дорогие расходные материалы. В Epson уверены, что «бутылочки» войдут в моду и скоро займут значительную долю рынка — и рады предложить такое решение раньше конкурентов. Впрочем, аналитики считают, что пошла она на это не от хорошей жизни: её принудила растущая популярность неофициальных расходников (с которых фирма, естественно, ничего не имеет).

А вот теперь зададимся вопросом: в чём причина, какие цели преследуют вендоры в том и другом случае? Заверения пиарщиков («Всё в интересах пользователя» и т.п.) вряд ли кого-то могут обмануть. Истинная цель всегда либо в том, чтобы нарастить прибыль, либо по крайней мере удержать её. Именно так обстоит дело и с печатью, причём актуален последний вариант.

Эпоха принтера уходит! Раздобыть хорошую статистику по рынку двумерных печатающих устройств трудно, однако из разрозненных сведений вырисовывается удручающая (для производителей) тенденция: рынок в стагнации, либо падает, всё меньше людей и компаний печатают на бумаге — они либо переносят задачу печати на партнёров, на этом специализирующихся, либо перестают печатать совсем. Прихоть, мода? Отнюдь. Дело в том, что ещё никогда за историю ИТ не было так легко не печатать!

Оценить, насколько классическая печать вышла из моды, можно и таким образом: по слову «printer» в поисковой выдаче Google — сплошные 3D...
Оценить, насколько классическая печать вышла из моды, можно и таким образом: по слову «printer» в поисковой выдаче Google — сплошные 3D…

Вы и сами это понимаете, только, возможно, не задумывались. Для чего принтер дома? Учёба? Что в школах, что в институтах многое теперь можно сдать в электронном виде, на флэшке или переслав через Сеть. Показания счётчиков, коммунальные платежи, не приведи господи, кулинарные рецепты? Всё — цифра. Книги давно никто не распечатывает: читалка или планшетка всегда под рукой, да и мороки меньше. Электронные билеты, купоны, пропуска, копии документов всё чаще тоже можно предъявить прямо с экрана: спасибо, смартфон! С большими материалами нынче проще иметь дело в электронной форме, будь то бухгалтерия или текст: экраны большие, компьютеры мощные. Цифровые фотографии? Печатать их дома всегда было накладно, а теперь-то уж точно проще и дешевле зайти в фотосалон, где потоковая печать и конкуренция сбили цены до смешных уровней. И даже контакт с государством всё чаще возможен электронный.

Всё это заставляет производителей затягивать пояса и искать новые подходы к клиенту. Региональные ограничения — одна из таких мер, но вряд ли эффективная: рынок печати слабеет минимум последние пять лет и DRM ему явно не помогли. Удешевление расходных материалов — шаг в верном направлении, но и он бесполезен против двух главных факторов, убивающих индустрию печати: мобильных устройств и электронного документооборота.

А что если… что если принтер — исчезнет? Для начала из дома. Лично мне это очень легко представить. Мой единственный старенький «лазерджет» собирает пыль под столом: мы с женой достаём его в лучшем случае раз за год. И сломайся он — пожалуй, и не заметим. Готов поспорить, у большинства из вас похожая ситуация.

С бизнесом вопрос сложней и развитие ситуации менее предсказуемо. Здесь многое зависит от эволюции программного обеспечения, законодателей, традиций. Однако тенденция сформировалась. Помните о ней, чтобы однажды не обнаружить себя плывущим против течения.

P.S. В статье использованы иллюстрации Mika, Steven John Bryde.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях