Нам с вами чертовски повезло, мы стали участниками одной из самых масштабных технических революций в истории цивилизации: Веб. И пусть не все, но многие, видели и помнят, как эволюционировало самое популярное приложение этой эпохи: браузер. Едва ли какой-то ещё класс программного обеспечения испытал столько эволюционных скачков в столь сжатый период времени! Платные и статичные в середине 90-х (Mosaic!), они за несколько лет прошли путь до бесплатности и динамизма (Netscape, Internet Explorer), пережили эпоху монополии (IE6), продемонстрировали животворящее действие свободного кода (Mozilla), освоили мобильные просторы (Safari, Chrome).
Не стану утверждать, что это единственно верная хронология, но вне зависимости от точки зрения, вы согласитесь: вот уже два года браузеры топчутся на месте, переживают качественный застой — удивительный и необычный для такого активного инструмента. Необходимость в новом рывке явно назрела. И есть хороший шанс увидеть этот рывок в наступившем году!
Текущее состояние в браузерном сегменте традиционно оценивают по двум крупным индикаторам: статистике от StatCounter и NetApplications. Методики подсчёта у них разнятся, но в трендовом выражении оба рисуют одинаковую картинку: рынок поделён между тремя продуктами, развивающимися экстенсивно. Internet Explorer слабеет или по крайней мере стоит на месте. Mozilla Firefox медленно сдаёт позиции. Chrome — единственный, кто растёт сильно, выедая доли соперников, но растёт опять-таки по инерции, за счёт увеличения аудитории пользователей мобильных устройств под Android.
Конечно, браузеров на самом деле сильно больше, но видимое разнообразие — лишь оптический обман. Заглянув за фасад пользовательского интерфейса, вы увидите, что весь браузерный мир крутится вокруг трёх HTML-движков: WebKit/Blink (Chrome, Chromium, Safari, Opera, Яндекс.Браузер и др.), Gecko (Firefox) и Trident (IE). Доминирующее же влияние на рынок оказывают и вовсе один движок и один игрок: WebKit, на который ориентируются подавляющее большинство веб-дизайнеров, и Google, которая продавливает свои разработки массой.
Короче говоря, у браузеров кризис жанра и заметили это ещё два года назад — за которые, к сожалению, ничего принципиально не изменилось. Но поскольку браузер остаётся самым востребованным приложением Веб, из застоя ему несомненно предстоит выбраться. И кое-кто считает, что час пробил: в следующие двенадцать месяцев мы можем увидеть минимум две новинки, потрясающие устои и не признающие авторитетов.
Надежда номер один связана с сооснователем и бывшим гендиректором Opera Software Йоном фон Течнером. Он ушёл из компании в 2011 году и пропал с горизонта событий на пару лет, чтобы год назад вернуться с блог-порталом Vivaldi.net, созданным на замену закрытому My.Opera. Кому в век соцсетей такое интересно? Но Течнер не сумасшедший, не выживший из ума гик. Запуск Vivaldi помог прояснить подоплёку случившегося в Opera конфликта: он не столько ушёл сам, сколько его «ушли». Йон был не согласен с новым курсом компании, с её так сказать ориентацией на быстрые деньги вместо инноваций. Так что он покинул пост CEO, запустил Vivaldi (тем самым предложив убежище десяти миллионам пользователей My.Opera — не шутка), сколотил новую команду в том числе из бывших коллег, и… Логично предположить, что недовольство толкнёт этого технаря — программиста, посвятившего всю сознательную жизнь одному проекту — к созданию нового, собственного браузера.
И это, конечно, предполагали, но Течнер на задаваемый вопрос раз за разом дипломатично отмалчивался. Что, впрочем, только подстёгивало спекуляции: не планировал бы — сказал бы прямо! Что ж, официального подтверждения нет и по сей день, но из тех, кто наблюдает за внутренними перипетиями браузерного рынка, теперь мало кто сомневается, что работа в Vivaldi кипит и в 2015 году мы увидим созданный под руководством Йона новый браузер, который пойдёт своим курсом с сильной командой и лидером — не в фарватере чужих наработок.
А вот надежда номер два уже сравнительно оформилась. Она связана с Microsoft, из которой в последние дни прошлого года просочилось известие о создаваемом там новом браузере — не версии Internet Explorer! Рабочее имя проекта, якобы, Spartan, что подчёркивает минималистичность внешнего вида и функциональности. Основан он на том же движке Trident, но это и всё, что роднит его с предшественником: Spartan станет обособленным приложением, которое придётся скачивать из апп-стора и которое будет работать везде, от виндовых десктопов до мобильных устройств других производителей. Explorer останется в MS Windows в качестве отдушки для консервативных корпоративных пользователей, но акцент перенесут на Spartan — он будет развиваться быстрее, работать на широком спектре устройств и систем, расширяться сторонними аддонами/плагинами.
Для Microsoft это неожиданный и даже как будто невероятный ход. Ведь все двадцать лет, которые софтверный гигант связан с Веб, центром активности служил Internet Explorer. Казалось бы, заменить его сейчас — значит поставить крест на прошлых достижениях! Но новый CEO смотрит на проблему под другим углом: новый продукт с новым именем помогут пользователям забыть всё то неприятное из связанного с майкрософтовским браузером и самой Microsoft, что успело накопиться в головах за последние десять лет. Официальный анонс (предположительно) ожидается 21 января.
Перед Наделлой, в отличие от Гейтса, не стоит проблема выбора: признавать Веб или не признавать. Билл, если помните, сомневался и опоздал, за что в 1995-м каялся перед коллегами.
Так что готовьте место на жёстких дисках, запасайтесь временем для тестирования! Пройти мимо таких разработок не получится. И вместе с тем, по крайней мере пока новые браузеры не анонсированы, уместно задаться вопросом: а что именно они смогут предложить? На голом любопытстве нынче далеко не уедешь: на дворе не нулевые, браузеры шустры, красивы, функциональны. Так чего же ждать?
Один из вероятных вариантов — дальнейшая минимизация системных требований с одновременной более эффективной утилизацией имеющихся вычислительных ресурсов. Ведь даже шустрый когда-то Chrome превратился в монстра, пожирающего гигабайты. Конечно, чего бы и не жрать, если они всё равно пустуют, но публика должна оценить мейнстримовый браузер-аскет, не нагружающий заметно персоналку или (тем более) мобильное устройство.
Другой вероятный вектор — расширение присутствующих по умолчанию социальных и коммуникационных функций. Тот же Spartan, якобы, будет поставляться с встроенной поддержкой голосового помощника Cortana и возможностью аннотации веб-страничек. Мысль встроить в браузер функцию рукописного комментирования сайтов кажется странной, но когда за ней стоит Microsoft, стоит задуматься: может и впрямь это фишка, которой многим не хватает?
Наконец, есть зияющая прореха в безопасности. Как показывают хакерские контесты, ни один браузер из числа ныне существующих, не в состоянии гарантированно противостоять кибератакам. Возможно, необходима новая концепция изоляции цифровых устройств от Сети, если пресловутая «песочница» оказалась не так хороша?
P.S. В статье использована иллюстрация Tara Hunt.