«Windows 10 станет последней версией Microsoft Windows». Такое заявление (почти дословно) прозвучало на минувшей неделе со сцены шоу-конференции Microsoft Ignite. И едва ли со дня выпуска первой версии этой операционной системы компьютерный мир слышал что-либо более сенсационное.
Биографии «Винды» хватит на десяток иных программных продуктов! Она пережила многое и многих. Меняла разрядность, минимум дважды меняла ядро, многажды — программные интерфейсы. Походя, не напрягаясь, уничтожила NetWare и OS/2, Mac OS и BeOS, выела рынок у множества потомков MS-DOS и едва не покончила с самой UNIX. Левой ягодичкой успела посидеть на мобильном троне и до сих пор управляет чуть менее чем полутора миллиардом компьютеров. В последние годы ходили даже слухи, что её планируют превратить в продукт со свободным исходным кодом, а то и бесплатный (во что, впрочем, никто, кажется, не верил). И всё-таки последнее сообщение бьёт всё.
«Десятка» обещает быть необычным продуктом уже потому, что её разработка велась одновременно и независимо от ветки 8.x — на которую Microsoft возлагала огромные надежды. Поэтому, хоть логика требует присвоить новинке номер 9, решено перескочить через ступень и начать — и закончить — сразу с десяти. Главное нововведение того стоит: с выпуском версии 10 нумерация Windows прекращается. Это не значит, что на системе поставят крест. Это означает, что Windows прекратит существование в качестве программного продукта и превратится в услугу.
Схема простая, хоть и непривычная в контексте операционных систем. Не будет больше периодических крупных релизов, вместо них — непрерывный поток мелких обновлений системного софта и ядра системы. Предположительно (нюансы уточняются), пользователь, желающий установить Windows, должен будет оплатить подписку на желаемый период, после чего получит сразу свежайшую версию ОС, со всеми применёнными патчами. Если по истечении срока подписка не будет продлена, система либо перестанет работать, либо быстро устареет, потеряв совместимость с новым программным обеспечением. Разработчикам же прикладного софта достаточно будет просто ориентироваться на актуальную, т.е. самую свежую, ветвь.
Выглядит необычно, но даже за пределами профессионального круга айтишников эта схема (пусть и с некоторыми вариациями) на самом деле хорошо известна. Задумайтесь, например, как быстро мы перестали обращать внимание на номера версий веб-браузеров. Сможете ли вы по памяти назвать последнюю версию Chrome или, к примеру, Firefox? А «облачные» продукты? Вспомните Office 365 от той же Microsoft — который существует без версионности уже несколько лет. Вот так же будет и с Windows: «Винда» станет просто «Виндой», без порядкового номера.
Вышеприведённые случаи взяты из прикладного ПО, но «жизнь без версий» возможна и в операционных системах. Правда, тут за примерами придётся обратиться к Linux. Линуксоиды, собственно, были первыми, кто рискнул опробовать безверсионность на практике: у них это называется ролл-релиз (от rolling release — что приблизительно переводится с английского как непрерывный релиз) и уже много лет применяется в весьма популярных дистрибутивах (Gentoo Linux, ArchLinux и др.).
Главное преимущество ролл-релиза: нет необходимости периодически останавливать рабочий процесс (т.е. выключать компьютер), чтобы произвести обновление. Все перемены происходят маленькими порциями, незаметно, без перерыва в работе. Теоретически, это должно благоприятно отразиться на надёжности, производительности, безопасности, сложности системы и рабочих процессов. Реальность, правда, менее красива: ролл-релиз — это ещё и постоянный риск, что система окажется неработоспособной после очередной порции мелких обновлений (на проверку которых, понятно, тратится меньше времени и сил, чем на проверку софта для редких классических апдейтов).
Для Windows отказ от версионности представляется такой же палкой о двух концах. С одной стороны — жирные плюсы. Во-первых, исчезнет наконец фрагментированность: компьютерный мир более не застрянет на одной устаревшей версии ОС, как застрял когда-то на Windows XP. Во-вторых, переход к ролл-релизу заставил разработчиков переработать структуру системы в сторону упрощения, упорядоченности — в частности, отделив ядро от более высокоуровневых компонент и встроенных прикладных программ (помните, как сложно это было сделать и какие проблемы породило пятнадцать лет назад?). Учитывая, что «Десятка» станет первой по-настоящему унифицированной Windows — а управлять ей предстоит всем спектром цифровых устройств, от персоналок и игровой приставки до смартфонов и «умных» вещей — структурная чистота представляется очень хорошей новостью, и особенно обнадёживает в свете теперь уже несомненного фиаско версии 8.x.
С другой стороны, сохраняется вероятность того, что отказ от версионности, переход на подписку, испугает публику так же сильно, как испугали тайлы «Восьмёрки» и её рабочий стол. И что тогда? На этот случай у Microsoft припасён пряник: несколько упрощая, в течение первого года после официального запуска, пользователи Windows 7 и 8.1 смогут обновиться до «Десятки» бесплатно (в том числе и пользователи пиратских копий: что, впрочем, не даёт им права на дальнейшие обновления). По оценкам аналитиков это обойдётся софтверному гиганту минимум в полмиллиарда долларов, но компания очевидно готова пожертвовать и более значительной суммой в обмен на признание. Любая цена не кажется большой за возвращение на компьютерный Олимп!
Превью-версии Windows выкладываются на официальном сайте регулярно, так что попробовать будущую систему можно прямо сейчас. Вкратце, интерфейс и методы «Десятки» здорово переработаны в сторону мобильности, но работа ещё кипит, ещё ожидаются важные анонсы и официальная дата запуска пока не назначена. Впрочем, все ждут релиза PC-варианта летом и варианта для мобильных устройств до конца года.