Куда идёт Microsoft: опасности великой реорганизации

Microsoft меняется у нас на глазах: это можно заметить, даже не читая новостей. Достаточно посмотреть на новый интерфейс Windows 8 и на планшеты Surface, чтобы ощутить решимость, с которой в Редмонде взялись переворачивать с ног на голову то, что не менялось уже много лет. Недавняя реорганизация, начатая главой компании Стивом Балмером, — ещё один шаг в том же направлении: в Microsoft не только не отказались от новой стратегии, но и стараются всячески развить её.

Суть письма, которое Балмер адресовал всем сотрудникам Microsoft, сводится к следующему: если раньше фирма была поделена на подразделения, каждое из которых отвечало за какое-то направление бизнеса (Windows, серверные решения, онлайновые сервисы, бизнес-продукты, развлечения и устройства), то теперь подразделения упраздняются и вместо них вводится новая структура. Она делит Microsoft не по продуктам, а по функциям, которые исполняют команды сотрудников.

Например, разработка — это функция, и одна и та же команда разработчиков теперь может быть вовлечена в создание как операционной системы Windows, так и Windows Phone, или системы Xbox, или любого иного продукта Microsoft. Другие функции — это маркетинг, развитие бизнеса, реклама, исследования, финансы, кадры и так далее.

Разница по сравнению со старым устройством со стороны может казаться не особенно драматичной, но для компании она чрезвычайно важна. Подразделения были почти что отдельными компаниями: они разделяли общие ресурсы и работали на общую прибыль, но при этом нередко внутренне конкурировали или даже находились в конфронтации. Реорганизация позволит устранить лишние преграды, сконцентрировать усилия и следовать единой стратегии.

Так подразделения Microsoft виделись критикам раньше

Возникает резонный вопрос: если новая структура так хороша, то почему раньше компания была организована как-то иначе? Увы, подразделения — это практически неотъемлемый атрибут корпораций. Когда компания выпускает не один продукт и даже не одну продуктовую линейку и ориентируется на разные рынки, введение подразделений становится логичным способом организовать работу тысяч людей. В случае с Microsoft — 97 тысяч.

Единственный известный пример перехода крупной технологической компании от подразделений к функциональному устройству — это реорганизация Apple, произведённая в 1997 году вернувшимся к роли исполнительного директора Стивом Джобсом. Это поворотная точка в истории Apple, с которой начался путь к успеху и процветанию. Вместе с реорганизацией Джобсу удалось привить новую корпоративную культуру. «Apple — это корпорация, устроенная подобно стартапу», — говорил он в одном из интервью на конференции D.

Однако в 1997 году Apple находилась на грани банкротства, и для смены курса пришлось пожертвовать очень многим: уволить немалую часть сотрудников, закрыть все неперспективные разработки, упразднить продукты, не приносившие прибыль, продать долю в компании ARM и так далее. «Новая Apple» была построена буквально из обломков старой.

Архитектура нового здания Apple призвана отражать устройство компании

В случае Microsoft о банкротстве речи, естественно, не идёт, и ни о каких крупномасштабных сокращениях, сопровождающих изменения, пока не слышно. И тем не менее большая реорганизация — это не самое простое мероприятие для корпорации. Для многих менеджеров оно означает потерю власти и разрушение той структуры, в которой они продвигались по службе и с которой связывали свои карьерные планы. Неразбериха, отток кадров и риск саботажа — не самые невероятные последствия резкой смены курса.

Тем не менее Балмер настроен решительно и делает один смелый шаг за другим. Помните, как он объявил Windows 8 «самым рискованным продуктом Microsoft»? Не самые ударные продажи по сравнению с куда более традиционной Windows 7, бунты пользователей, требующих вернуть всё как было, и отсутствие успеха Surface Балмера, похоже, не впечатлили — по крайней мере не настолько, чтобы поворачивать назад.

Причина глобальных изменений всем хорошо известна: рост продаж персональных компьютеров фактически прекратился с 2011 года, тогда как продажи смартфонов и планшетов растут взрывными темпами и в ближайшие годы не сбавят оборотов. По последним отчётам Gartner, число реализуемых устройств с Android уже превосходит продажи компьютеров, планшетов и телефонов с операционными системами Microsoft. Аналитики Gartner отмечают, что успех на рынке смартфонов и планшетов критичен для Microsoft — иначе смена парадигм грозит лишить компанию её статуса на рынке.

http://www.youtube.com/watch?v=RS6r8QgLfLk

Объявленные Балмером изменения помогут Microsoft перестроиться на выпуск устройств и призваны поддержать нынешнюю стратегию «Windows везде». Главой группы Windows назначили Терри Майерсона, ранее отвечавшего за операционную систему Windows Phone, что показательно уже само по себе: Windows теперь может приобрести ещё больше черт мобильной ОС. Джули Ларсен-Грин, которая заменяла на посту главы подразделения Windows ушедшего из компании Стивена Синофски, теперь будет руководить группой, отвечающей за выпуск устройств и взаимодействие со студиями, другими словами — за Xbox One.

Раньше игровое подразделение было отдалено от основных дел компании и вершило свою судьбу самостоятельно. Теперь же «Иксбоксу» уделяется важное место в стратегии Microsoft. Стив Балмер, говоря о главных продуктах компании, перечисляет его наравне с Windows, Windows Phone и Surface. Игровая приставка, перестав быть исключительно игровой, внезапно стала носителем далекоидущих планов по развитию взаимодействия домашних устройств и сервисов.

Из новой организационной структуры исчезло и разделение на продукты для частного пользования и для бизнеса: консьюмеризация технологий даёт о себе знать. Заметно, что в Microsoft пристально следят за тенденциями рынка: новый уклад отражает их в полной мере. В обширном письме Балмера нашлось место даже для упоминания носимых компьютеров — в качестве одного из примеров перспективных платформ.

Конечно, в первую очередь нынешние пертурбации важны для самих сотрудников фирмы, но те изменения, что происходят внутри, рано или поздно сказываются и снаружи. Пользователи продуктов Microsoft начинают уставать от новизны ради новизны, и сейчас самое время доказать им: руководство компании знает, что делает.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях