Как и было предсказано, на конференции для разработчиков Google I/O объявили о начале бета-тестирования музыкального сервиса Google Music. Как известно, в состоянии «бета» разработки Google могут пребывать исключительно долго, иногда годами. Возможно, и данный сервис «зависнет» в этом состоянии на продолжительный срок — просто потому, например, что его бета-версия — лишь половина того, что хотели сделать разработчики.
Хотели, но не сделали. Кто не дал — отдельный вопрос. Пока же приходится констатировать, что запущенный Google сервис — не более чем онлайновое хранилище музыкальных файлов, которое даёт лишь одно-единственное преимущество: позволяет хранить вашу аудиотеку «на облаке» и получать к ней доступ с любого устройства при условии, что оно работает под управлением Android.
Встроенного музыкального магазина в Google Music нет, так что файлы придётся закачать на серверы Google самостоятельно. Размер аудиотеки не должен превышать двадцати тысяч треков. Есть и другие ограничения: сервис доступен только обитателям США, новые пользователи смогут получать к нему доступ только по приглашениям (по крайней мере на стадии беты), при этом приоритет будет у посетителей конференции I/O и обладателей планшета Motorola Xoom.
Короче говоря, Google «склонировал» запущенный ещё в марте сервис Amazon Cloud Drive. Если бы Google запустил такой сервис первым, было бы, как говорится, круто, а так — невольно на ум приходит гора-мышеродительница…
Появление Amazon Cloud Drive вызвало у крупных правообладателей (лейблов то есть) приступ священной ярости и повышение уровня содержания юристов в штате. Дело в том, что Amazon не стал покупать у них никаких лицензий. И мало того что не стал, так ещё и окатил лейблы — видимо, в терапевтических целях — ведром холодной воды, заявив, что не собирается нести ответственность за то, какую музыку будут загружать на серверы пользователи Cloud Drive. Знакомая позиция, не так ли?
Лейблы раззадорились пуще прежнего, и в итоге Amazon всё-таки volens-nolens пришлось начать договариваться с правообладателями. Теперь он, говорят, пытается выбить лицензии для себя весьма «агрессивным» манером.
А Google? А именно несговорчивость лейблов и стала причиной, по которой запуск Music Beta оказался преждевременными родами. Для таких функций, как музыкальный магазин или общий проигрыватель наподобие интернет-радио в Last.FM, понадобится или лицензия, или армия адвокатов (без гарантий успеха, естественно).
«В общем и целом, поступили делового характера требования, которые мы сочли неразумными и которые не позволяют нам создать устойчивый и масштабируемый музыкальный бизнес», — цитирует New York Times слова Захавы Левайн, директора по партнёрским взаимоотношениям в области контента подразделения Google Android, которая и возглавляла переговоры с правообладателями.
По Кремниевой долине, говорят, ходит карикатура, на которой лейблы изображены в качестве тролля под мостом, пытающегося обдирать проезжающих, как липку.
«Они склонны рассматривать всё это не как возможности для себя, а как чьи-то попытки получить преимущество за счёт их бизнеса, — заявил New York Times Фред Голдринг, юрист, работавший на музыкальную отрасль, а теперь занимающийся инвестициями в медийной и технологической сферах. — Пока они не поймут, как заставить новую технологию играть на них, они с места не сдвинутся. А когда, наконец, они расшевеливаются, оказывается уже слишком поздно».
Откровенно говоря, лейблы не просто так подозревают технологические компании в том, что их пытаются подвинуть их на их же собственной территории. Они не только доходы теряют: сама музыкальная отрасль, кажется, мало-помалу утрачивает самостоятельность. По мере того как интернет в массовом сознании всё больше становится чем-то вроде водопровода, а музыка соответственно его неотъемлемой и обязательной частью, она сама по себе обесценивается — при этом её становится всё больше и больше.
В конце 2010 года издание «Звуки.ру» провело весьма подробный анализ этой ситуации — с неутешительными для индустрии прогнозами.
А на прошлой неделе один из крупнейших мировых лейблов — Warner Music Group — был продан русскому олигарху, бизнесмену российского происхождения Леониду Блаватнику, у инвестиционной компании которого — Access Industries — есть активы в таких сферах, как недвижимость, природные ресурсы и развлекательная отрасль. В частности, ей принадлежат крупные пакеты акций в российском холдинге «Амедиа», в нефтяной компании ТНК-BP и в «Русале». В Warner Music Group Access инвестировал ещё в 2004 году, а теперь — за 3,3 млрд долларов выкупил целиком.
Сделка была явно осуществлена «на опережение»: нынешние владельцы другого крупнейшего лейбла — EMI — также ищут, кому бы продать ненужный им более актив. Уже попадались предположения, что и этот лейбл в итоге достанется Блаватнику, который, учинив беспощадные сокращения, объединит оба лейбла в одну структуру, «…чтобы всех их созвать, воедино собрать и единою чёрною волей сковать». Правда, пока это лишь предположения, чтобы не сказать домыслы.
Ещё одна новость по поводу утраты музыкальной отраслью своей самостоятельности и самостийности: Леди Гага, главная поп-звезда последних двух лет, договорилась с производителем игры FarmVille — компанией Zynga, и специально по случаю скорого выхода её нового альбома в игре открыта специальная секция GagaVille, где на грядках можно отыскать ещё не вышедшие композиции с будущей пластинки.
Poets of the Fall, великолепная инди-рок-группа, свой путь к популярности начала с песни, написанной для игры Max Payne 2, и поныне вовсю пишет музыку к компьютерным игрушкам:
Всё это уже довольно давно было предсказано: контроль над «музыкальными потоками» перейдёт от лейблов, с их вечной граничащей с паранойей консервативностью, к куда более удалым и прытким технологическим компаниям. Которые не будут, правда, получать с музыки и доли тех же доходов, что и лейблы в эпоху расцвета материальных носителей. Равно как не будут, скорее всего, и тратиться на раскрутку новых артистов. Впрочем, это уже другая тема, по которой было изведено немало килобайтов…