Руководители крупных американских сельскохозяйственных компаний утверждают, что из-за внедрения аналитических сервисов вот-вот произойдёт следующая аграрная революция. Они контролируют процессы посева и сбора урожая с помощью мониторинга каждого гектара земли и «умной» сельскохозяйственной техники. В первую очередь это увеличивает урожай таких зерновых культур, как кукуруза и соя.
Опытные фермеры годами подбирают оптимальную схему возделывания земли, которая разнится даже для разных участков крупной фермы. Они знают, что урожай зависит не только от плодородности, выбранного сорта семян и схемы полива, но и от массы деталей. Среди них время и глубина посадки, расстояние между кустами, методы обработки и метеоусловия. Учесть все эти факторы сегодня помогают анализ Big Data и облачные сервисы таких компаний, как Monsanto и DuPont.
Представители крупнейшей биотехнологической компании Monsanto считают, что оптимизация рутинных процессов за счёт детального учёта всех местных условий способна увеличить урожайность зерновых культур примерно на треть и принести дополнительную прибыль около $20 млрд.
Для этого с 2010 года Monsanto предлагает сервис под названием FieldScripts, начав внедрять его среди фермеров четырёх крупнейших аграрных штатов — Иллинойс, Айова, Миннесота и Индиана. Средняя стоимость сервиса составляет $25 за мониторинг каждого гектара земли.
Его работу можно представить в виде четырёх основных этапов. Сначала фермер отправляет сведения о разметке участка, урожайности в предыдущие сезоны, описание типа почвы, предоставляет пробы и другие данные. Затем к этим сведениям добавляется собственная информация компании о характеристиках всхожести и урожайности семян определённых сортов в других регионах. Специалисты выполняют анализ всех доступных сведений, формируют набор рекомендаций и выполняют настройку ПО для сельскохозяйственной техники. В итоге весь процесс выращивания зерновых культур оказывается максимально автоматизирован и проходит по индивидуальным рекомендациям. Весь период подписки на сервис компания продолжает выполнять мониторинг, проводит консультирование фермеров и техническую поддержку.
Подобные сервисы сейчас стремятся организовать всё больше компаний. К примеру, Prime Meridian из штата Невада уже подписала на пакет услуг «точный посев» более ста фермеров. Информация обо всех хозяйствах хранится в облаке и по желанию владельцев может быть предоставлена заинтересованным лицам — продавцам и финансовым консультантам.
Основатель компании считает, что технология только набирает популярность, и число подписчиков в ближайшее время увеличится в разы. Впрочем, говорить о серьёзной конкуренции было бы опрометчиво. Гораздо более вероятно, что его фирму просто купит одно из крупных аграрных объединений.
Сейчас серьёзная битва за данные разгорается между двумя крупнейшими фирмами, и ставки в ней очень высоки. В ноябре прошлого года Monsanto приобрела за $930 млн компанию Climate Corp., созданную бывшими сотрудниками Google и предоставлявшую самый детальный прогноз погоды в регионе. В ответ DuPont заключила эксклюзивное соглашение с другой аналитической фирмой, чьи прогнозы об изменениях климата и ситуации на рынке печатались в издании DTN/The Progressive Farmer. Оба игрока хотят переманить как можно больше фермеров на свою сторону, обещая им наиболее полную информационную поддержку.
Однако сами фермеры опасаются, что собираемые с помощью современной техники данные об их полях и состоянии почвы будут в итоге использованы против них. Конкурентные преимущества, которые уже получили крупные аграрные компании от внедрения Big Data, привели к исчезновению десятков мелких фирм и сформировали условия для проведения агрессивной ценовой политики. Стоимость аренды земли растёт с каждым годом, а средняя цена семян для засева одного гектара выросла за девять лет со $112 до $295.
Вдобавок многие выражают опасения, что под видом рекомендаций для повышения урожайности им будут постепенно навязывать определённые сорта семян, фирменные удобрения, оборудование и прочие сопутствующие товары.
Ярким представителем консервативных взглядов выступает в этом вопросе Брукс Херст, который возделывает две с половиной тысячи гектар в штате Миссури. Говоря о современных информационных технологиях и сервисе «предписывающего посева», он выражает опасения относительно их нецелевого использования. «Собирается очень много ценных данных. Я боюсь, что фермеры не будут единственными, кто использует их с выгодой», — заявил он в интервью изданию The Wall Street Journal.
Многие тракторы и комбайны уже оснащены навигационной системой GPS, а освобождённые от непосредственного управления техникой фермеры лишь контролируют выполнение работ на экране планшетных компьютеров.
В это же время сельскохозяйственная техника собирает данные о площади обработки, затраченном времени и горючем. Дополнительные сервисы предоставляют информацию о характеристиках почвы, а с помощью беспилотников оцениваются распределение разных типов зерновых культур и плотность засева. Вся эта информация хранится не только локально у фермеров, но и на серверах компаний, предлагающих соответствующие услуги.
Разработчики хотят объединить эти данные с подробными хронологическими записями о погодных условиях региона, особенности топографии и полученном урожае, что многих настораживает.
С другой стороны, у отдельных фермеров уже есть положительный опыт внедрения новых методов. Дэвид Нельсон из штата Айова начал использовать сервис «предписывающего посева» три года назад. По результатам анализа проб почвы ему рекомендовали реорганизовать ферму, переместив загон для скота в наименее плодородный участок, а на остальных увеличить плотность засева из расчёта плюс двадцать — двадцать пять кустов на гектар. Рекомендованные изменения принесли ему в следующем сезоне дополнительную прибыль в размере от $85 до $127 с гектара.
Одним из ранних адептов «больших данных» в сельском хозяйстве стал Кип Том, возделывающий восемь тысяч гектар в штате Индиана. На протяжении трёх лет он пользовался аналитическим сервисом Monsanto и теперь говорит, что не стал бы планировать засев ни одного гектара земли без него. Однако недоверие осталось, и Том очень избирательно делится информацией о состоянии своей фермы, сообщая минимум необходимых сведений.
Несмотря на такую осторожность, в целом представители Monsanto отмечают высокую степень дружелюбия со стороны клиентов. Просто кому-то требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новым веяниям.
За последние девять лет Monsanto стала продавать в два с половиной раза больше семян кукурузы, вытеснив и поглотив мелкие фирмы. Теперь вместе с DuPont они владеют 70% рынка. Аналитик инвестиционной компании Piper Jaffray Майкл Кокс (Michael Cox) считает, что «большие данные» обеспечат ещё больший успех крупных семеноводческих фирм, подняв их прибыльность на 20% к 2018 году.