С неделю назад Facebook выдала свой первый квартальный отчёт в качестве публичной компании. Доходы, расходы, аудитория — всё это оказалось в соответствии с ожиданиями аналитиков, поэтому особого шума не произвело. Деловая пресса и в особенности критики текущего фейсбуковского курса вытащили из отчёта и уцепились за одну-единственную цифру: количество фиктивных аккаунтов. Только представьте себе: почти каждый десятый «пользователь» Facebook — ненастоящий.
Активная месячная аудитория крупнейшей социальной сети, согласно её собственной оценке, составляет 955 миллионов человек. Столько народу заходит на facebook.com хотя бы раз в месяц. Тонкость, о которой бухгалтеры Марка Цукерберга упомянули мелким шрифтом на 23-й странице отчёта, заключается в несовершенстве механизма подсчёта голов.
Так примерно двадцатая часть визитов приходится на дублирующие аккаунты, заведённые пользователями под вымышленными именами (что, естественно, запрещено). Ещё около 5% посетителей — программы-роботы, периодически заглядывающие на сайт ради обновлений и прочего подобного. Почти 2.5% активных аккаунтов получены с нарушением правил: персональные профили на Facebook предназначены только для людей, но регистрируются все кому не лень — и бизнесы, и организации, и домашние животные (к счастью, не сами), и опять-таки роботы. Наконец 1.5% профилей приходятся на спамеров, мошенников и прочих вредителей. Вот так и набираются «лишние» 9 – 14%. Сто с лишним миллионов мёртвых душ.
Конечно Facebook не сама их себе «нарисовала». Цукерберг может быть и подлец (на IPO своей компании он продал акций больше, чем кто-либо ещё), но по крайней мере не политик вроде кандидата в президенты США Митта Ромни, пойманного на приписке полутора сотен тысяч несуществующих поклонников в Twitter. Мёртвые души Фейсбука — неизбежная плата за популярность. Ни один администратор и уж тем более ни одна программа не в силах проконтролировать каждого из сотен миллионов визитёров. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации — сформулировать модель поведения «мертвяков» и блокировать их, что Facebook честно пытаетс. Увы, не слишком успешно: ещё полгода назад фиктивных аккаунтов было на треть меньше.
А инвесторов полумерами не успокоить. Известие о ста миллионах несуществующих пользователей стало поводом для очередного рывка фейсбуковских котировок вниз. На этой неделе акции Facebook провалились до отметки 20 долларов за штуку, уменьшив таким образом капитализацию социального гиганта почти вдвое против майской (торги начинались с 38 долларов).
Злопыхатели уже вовсю празднуют исчезновение Цукерберга из десятки богатейших ИТ-предпринимателей планеты (по данным Bloomberg, он теперь на 11 месте с состоянием в 10.2 млрд. долларов; на первом по-прежнему Билл Гейтс). И призывают брать пример с инвесторов, атипичное поведение которых началось в день IPO и продолжается до сих пор. Вместо того, чтобы скупать бумаги Facebook в любых количествах, хедж-фонды (Fidelity и др.) сбывают накопленное необычно быстро для себя, не продержав бумаги и года.
Увы, в акции Facebook, кажется, больше никто не верит. Как ещё, вопрошают критики, следует вести себя с бумагой, показатель P/E для которой зашкаливает за 100 (цена акций к доходу компании; у большинства ИТ-гигантов не превышает 20), и которая не смогла вывести свой квартальный баланс в плюс (убыток по результатам последнего квартала превысил полтораста миллионов долларов)?
Выстраивая пропорции с бизнесами, занятыми в близких сегментах, аналитики уже обещают Фейсбуку падение ниже 10 долларов. Единственное, чем команда Цукерберга ещё способна козырнуть, так это продолжающимся (пусть с 2009 года и линейным, не экспоненциальным) ростом аудитории. В квартальном отчёте сказано прямо: финансовые успехи компании были и будут в значительной степени зависеть от привлечения, удержания и стимуляции пользователей. Вот только как именно она надеется продлить рост человеческой массы?
Крупнейшая социальная сеть почти разменяла второй миллиард пользователей. Но ведь из мёртвых душ миллиард не составишь, а человеческие ресурсы Интернет и мира не бесконечны! Население планеты сегодня близится к 7 миллиардам человек, население Веб — чуть больше двух. Получается, почти половину сетян Facebook уже охватил. Привлечь другую половину — теоретически — должно помочь то, что двое из каждых трёх интернет-пользователей проживают в развивающихся странах (Индия, Китай, Бразилия, Россия, Мексика и т.д.), где Facebook по тем или иным причинам не слишком популярна. Однако простым переводом фейсбуковского интерфейса на их языки задачу не решить.
В Восточной Европе, например, Facebook задушен всем вам известной В Контакте, за которую пользователи держатся в том числе и по причине её беспрецедентной насыщенности контентом (музыкой, фильмами). Вынужденная играть по правилам цивилизованного мира, Facebook ничего особенного предложить этим пользователям пока не может. В Азии проблемы культурного и политического свойства, в Америке (за пределами США и Канады) экономического, и так далее, и так далее.
Говорят, над задачей расширения аудитории в Facebook трудится целый отдел из полутора сотен человек. Этот «спецназ» был организован пять лет назад и практикует порой весьма нетривиальные методы: по его инициативе было дано добро на индексацию пользовательских страничек поисковой машине Google, выполнена масштабная локализация (на данный момент поддерживаются 70 языков), углублены социальные связи (пользователей начали снабжать информацией о людях, которых они, возможно, знают, но не «зафрендили»). И всё равно взять второй миллиард будет непросто. Фейсбук, если позволите такое сравнение, лишила Сеть социальной девственности. Чтобы
захомутать оставшихся сетян, придётся попотеть.
Есть, впрочем, альтернативный сценарий развития социальной сети номер один. На протяжении последних лет Facebook планомерно сокращает свою зависимость от рекламных поступлений, доведя её к настоящему моменту до 82% от суммарного дохода компании. В перспективе же, как предполагают сторонние наблюдатели, эта цифра должна уменьшиться до незначительной, а на первое место выйдет комиссия за посреднические услуги. Facebook превратится в огромный виртуальный прилавок — и с каждой продажи в своей сети компания будет получать некоторый процент. Причём речь не только и не столько о приложениях: в Фейсбуке торгуют автомобильными запчастями, кексами, предметами искусства, да в общем всем чем только не запрещено.
Западная пресса уже вовсю обсуждает F-коммерцию — которая, в отличие от просто е-коммерции (торговля через Интернет), предполагает ведение бизнеса через страничку в Facebook. Особенно выгодно и популярно это среди мелких бизнесов (до 10 человек, до 100 тысяч долларов годового оборота): им не нужно заботиться о постройке и поддержании целого веб-сайта, да и социальные инструменты (через API Facebook) готовы к употреблению.
Мёртвые души, правда, способны навредить и F-коммерсантам, к примеру, раздувая их рекламные бюджеты (если не лень, копните детали скандала с компанией Limited Run, которая обнаружила, что восемь из десяти кликов по её фейсбуковским баннерам производятся роботами; см. также «Исход из Facebook»). Но тут уж ничего не попишешь: как ни далека Facebook от совершенства, ничего лучше пока не построено!