Джули Брилл, один из руководителей американской Федеральной торговой комиссии, обеспокоена возможностями, которые дают корпорациям современные технологии анализа данных. По её мнению, они создают угрозу для простых людей. Чтобы защитить граждан, требуются новые законы. Брилл рассказала об этом во время выступления в Принстонском университете.
Проблема заключается в том, что сбор и анализ информации позволяет компаниям узнавать о людях такие вещи, о которых те, возможно, и сами не догадываются. Причём повод для далекоидущих выводов может быть совершенно невинным. Хорошо известна история о том, как сеть магазинов Target научилась вычислять беременных покупательниц по тому, как меняются их покупательские привычки. А вот пример посвежее: следя за колебаниями активности своих пользователей, социальная сеть Facebook может с приличной точностью угадывать, как развиваются их романтические отношения. Это, положим, не самое опасное умозаключение, но и не единственно возможное. Немецкий стартап Kreditech решает, кому и под какой процент дать кредит, анализируя учётную запись просителя в социальной сети:
«Гамбургский стартап Kreditech уже использует во время принятия решений информацию, почерпнутую из Facebook. Людей, претендующих на получение кредита, просят на время предоставить доступ к учётной записи в Facebook или другой социальной сети. По словам Александра Граубнера-Мюллера, одного из основателей фирмы, список ваших друзей выдаёт немало. Претендент, приятели которого прилично зарабатывают и живут в хороших районах, имеет больше шансов на кредит. Претендент, знакомый которого отказался возвращать деньги, занятые у Kreditech, ничего не получит».
Обратите внимание: анализу подвергается даже не текст, а список друзей. Пользователь может соблюдать все предосторожности и не болтать в интернете лишнего, но какая-нибудь мелочь его всё равно выдаст. Список покупок, частота постов в Facebook, список друзей — за всем не уследишь.
Именно об этом и говорила Брилл во время своего выступления. По её словам, «опасные» выводы, которые компании делают о потребителях в результате сбора и анализа данных, должны вызывать самое серьёзное беспокойство: «Можно без труда вообразить компанию, разрабатывающую алгоритмы, способные предугадывать состояние здоровья человека на основании его покупок или других действий, которые кажутся безобидными. И речь не только о беременности, но и о таких заболеваниях, как диабет, рак или расстройства психики».
Брилл рассказывает, что в США уже сейчас существуют организации, которые торгуют списками людей, испытывающих финансовые трудности. По косвенным признакам они определяют их в одну из категорий: одни получают ярлык «Сельские жители, едва сводящие концы с концами», другие попадают в графу «Бедствующие представители национального меньшинства», третьи становятся «Семейством, занявшим больше денег, чем способно вернуть». Компании, которые выдают лёгкие кредиты под хищнические проценты или занимаются другой не вполне благопорядочной деятельностью, покупают такие списки, чтобы сознательно заманивать бедствующих людей в ловушку.
По мнению Брилл, если общество не найдёт решение возникшим проблемам с приватностью, то грандиозные преимущества, которые даёт анализ «больших данных», возможно, так и не удастся извлечь в полной мере.
Интересно, что сходные мнения звучат и с другой стороны — от тех самых компаний, которые развивают средства анализа «больших данных». Правда, в этом случае мотив немного иной: они опасаются, что если не позаботиться о приличиях самостоятельно, то о них позаботятся регулирующие органы (например, та самая Федеральная торговая комиссия). В этом случае мало не покажется никому.
Не так давно один из основателей корпорации SAP Хассо Платтнер заявил, что растёт потребность в новых правилах работы с персональными данными, которые учитывали бы и возможности современных технологий, и необходимость сохранения тайны частной жизни. Запреты, по его мнению, не являются верным путём:
Платтнер полагает, что не стоит перегибать палку. «Пока не было автомобилей, правил дорожного движения не существовало, — говорит он. — С тех пор люди перепробовали все возможные способы навести порядок на дороге. Теперь нам предстоит проделать то же самое с процессом оцифровки данных». По его мнению, достоинства «больших данных» перевешивают минусы. «Защита персональных данных должна быть обеспечена, — считает он, — но ценой этого не должен быть запрет делать то, что мы способны делать».
Пока, впрочем, всё ограничивается пожеланиями.