Про Данию вдруг узнали все россияне. И не потому, что съездили взглянуть на «Русалочку», прочли сказки Андерсена или посмотрели чудесный фильм «Андерсен. Жизнь без любви». Нет, стараниями прессы все вдруг узнали, что в Копенгагене умерщвляют жирафов и даже серых волков… Но вот то, что в Дании за государственный счёт осуществляется полномасштабная программа помощи пожилым гражданам, включающая их содержание в домах престарелых, как-то не вспоминается. А уж о том, что для сокращения расходов на эту программу без снижения качества привлекаются роботы, не упомянет никто…
Итак, начнём с постановки проблемы. Дания (как вы увидите на диаграмме ниже) является страной со стабильно возрастающей продолжительностью жизни. По состоянию на 2009 год — 78,3 года для населения в целом, у мужчин — 75,96 года, женщины живут дольше — 80,78 года… Старше 65 лет – шестая часть датчан. Ну а демографическая структура именно такая, какой надлежит быть в развитых государствах постиндустриального мира. Небольшое число детей. Традиционные «большие семьи» остались в далёком прошлом…
Ну а возраст — штука такая, что по мере накопления жизненного опыта копятся и болезни. Которые необходимо лечить. Чем дальше, тем чаще… А за все приходится платить. До начала семидесятых в Дании существовала система медицинского страхования. Потом её отменяют, и расходы на лечение подданных берёт на себя казна Датского королевства (это ж не республика какая, где народ, являющийся носителем суверенитета, через систему больничных касс радостно движется ко всеобщей платности медицинских услуг). И тратит на это 9,8% ВВП.
Так что больницы в Дании принадлежат государству и муниципалитетам. И чем лучше они работают, тем больше людей пожилого возраста. А способность их обслуживать самих себя — ограничена. Год за годом им все больше и больше нужна посторонняя помощь. А «больших семей» — где под одной крышей много поколений, и каждое новое поколение многочисленней, — давно нет. Дети и внуки живут отдельно. И — заняты работой. Так что в какой-то момент пожилые датчане попадают в дома престарелых, которые содержат муниципалитеты при финансовой поддержке государства…
Но поддержка эта, при всей её солидности, небезгранична. Правые партии постоянно норовят её ограничить: действительно, расходуемая на здравоохранение десятина, создаёт весьма тяжёлую нагрузку даже на вполне благополучную экономику. Но сокращению стандартов медицинского обслуживания, включая стандарты содержания пожилых людей в домах престарелых (дома престарелых употребляются автором для простоты, сами потомки викингов таких слов избегают) весьма эффективно противятся и левые партии, и Датская народная церковь…
Так что налицо парадокс… Необходимо повышать — или как минимум не снижать — качество обслуживания пожилых соотечественников в домах престарелых. Но одновременно необходимо снижать — или как минимум не повышать — бюджетные расходы. Ну, в некоторых странах парадокс такой — в рамках демократических реформ и внедрения общечеловеческих ценностей — решался путём перехода на страховую медицину с постоянным сокращением медицины государственной, бесплатной… Но датчане-то живут в королевстве, а не в демократии какой!
И поэтому руководители социальной сферы Датского королевства пошли другим путём. Именно тем, который сопровождает все развитие человеческой цивилизации. И зовётся он повышением производительности труда путём внедрения достижений технологии. В данном случае речь идёт о повышении производительности труда работников социальной сферы путём внедрения продуктов информационных технологий, а конкретнее — робототехники.
Здесь речь не идёт об искусственных интеллектах, способных диагностировать и лечить болезни лучше, чем белковый врач («Дети Ватсона…»). И даже о железных Флоренс Нантингейл, искусственных медсёстрах с кремниевыми мозгами, речи не идёт тоже… Пока что уровень массово доступных и экономически окупаемых технологий дошёл лишь до замены самой неквалифицированной части труда того персонала домов престарелых, который на советских заводах звался «младшим обслуживающим», а в больницах и детских садах той же поры — нянечками и санитарками…
И роботы — самые что ни на есть простейшие. Те, что и роботами нынче не зовутся, а числятся в магазинах просто пылесосами. И именно этими машинами очень просто и очень эффективно воспользовались руководители датской социальной сферы. По данным датского портала DaneAge («Голос Старших»), 84% менеджеров домов престарелых или уже интенсивно используют роботов-уборщиков, или приступят к этому в ближайшее время. Скромно и неинтересно? На первый взгляд — да…
Но в результате получены поразительно удачные (по меркам тех, кто занимается повседневным практическим делом, а не возводит финансовые пирамиды) результаты. В течение шести лет, за которые осуществляется массовая программа внедрения технологических достижений в социальную сферу, казна Датского королевства сократила, по данным Статистического управления Дании, расходы на помощь соотечественнику старше 65 лет на 10 851 крону (на €1 454, иначе говоря), что составляет примерно пятую часть выделяемых на это средств.
А в рамках технологического перевооружения социальной сферы, программа которого была анонсирована в Датском королевстве в сентябре прошлого года, планируется к 2020 году сократить расходы на 12 млрд крон (€1,6 млрд) в год. И воспринимают датчане это технологическое перевооружение в высшей степени оптимистично. The Guardian («Denmark’s robotic helpers transform care for older people») приводит слова социального работника из Копенгагена Ани Вестергаард (Anja Vestergaard).
Чем больше рутинных, но абсолютно необходимых и гарантированно постоянных работ по уборке берут на себя роботы, тем больше своего времени сможет тратить персонал на заботу о своих пациентах. Даже если эти работы совсем просты и роботы отнюдь не обладают фантастическими сверхспособностями. Но у них есть главное: они полезны! Они экономически эффективны, даже в такой сфере, как социальная.
Сейчас в Дании реализуется широкомасштабная программа передачи роботам части функций, которые ранее исполняли социальные работники, приходящие на квартиры к пожилым подданным королевства. Действительно, учитывая стоимость труда в Дании и немногочисленность молодого поколения, есть прямой смысл предоставить пенсионеру робота-пылесоса, высвобождая человеческий труд для действительно человеческих дел…
Кстати, не пренебрегают менеджеры социальных учреждений Дании и «малой механизацией». Скажем, в социальном центре «Розенборг» (Rosenborg Centre), где работает Аня Вестергаард, на кухнях установлены кофеварки, позволяющие пенсионерам с тремором рук самостоятельно налить себе кофе, используя чашки, удобные для того, чтобы их мог принести к себе в комнату человек на костылях или «ходунках». Такие простые инженерные решения также делают жизнь людей лучше, как и элементарная механизация ванн, позволяющая старикам садиться и покидать их самостоятельно… (Но это территория «Промзоны»…)
А в завершение разговора о социально ориентированных «умных» машинах (почему-то человечное и полезное применение такой машинки вызывает куда меньше интереса, чем очередной американский дрон) отметим, что они уже влияют на политические процессы в Датском королевстве. Скажем, лидер Красно-Зелёной коалиции Иоганн Шмидт-Нильсен (Johanne Schmidt-Nielsen) добивался принятия стандарта социального обслуживания пожилых, который предусматривал бы помощь в принятии ванны не менее двух раз в неделю. Премьер Хелле Торинг-Шмидт (Helle Thorning-Schmidt) это требование отверг.
Отношения с центристской коалицией ему были важнее, и он начал программу сокращения социальных расходов. Но роботизация — даже самая малая — позволяет сокращать расходы без того, чтобы обречь на муки пожилых людей. Без того, чтобы вспоминалось шекспировское «Something is rotten in the state of Denmark»… А мы отметим, что и совсем простое устройство способно принести реальную пользу людям.