Мне бы хотелось, чтобы по ходу раскрытия сегодняшней темы читатели постоянно держали в голове два свежих события.
Событие №1: утром 9 февраля Mt.Gox, крупнейшая биржа для торгов биткойнами, была вынуждена приостановить выведение цифровой валюты с площадки по причине ажиотажного спроса. Торги при этом продолжились, в результате чего котировка биткойна обвалилась на 25%.
Событие №2: тремя днями ранее (6 февраля) Генеральная прокуратура РФ по результатам заседания экспертной группы при участии представителей Центробанка, ФСБ и МВД пришла к выводу, что любая криптовалюта (в том числе и биткойн), будучи потенциальным инструментом для отмывания денег и легализации полученных преступным путём доходов, претендует на роль альтернативного средства денежного обращения, что согласно российскому законодательству является преступлением (потому как единственной официальной и разрешённой к обращению валютой выступает рубль).
Забегая вперёд, скажу, что связи между этими событиями нет никакой, однако же они замечательно дополняют — каждое по-своему! — общую картину. Картину, которую собираюсь вам сейчас представить.
За биткойном я слежу с того момента, как это явление из маргинального недоразумения буквально на ровном месте превратилось во влиятельный фактор мирового информационного поля. Свои промежуточные выводы я отразил в статье «Биткойн: золото 2.0? Модный симулякр!», опубликованной в декабрьском номере «Бизнес-журнала». Вывод о том, что биткойн являет собой не что иное, как мистификацию, в которой отсутствует даже намёк на какую-либо внутреннюю ценность (что автоматически делает все претензии на роль «валюты будущего» смехотворной в рамках вменяемой экономики), я сделал, основываясь на анализе самых актуальных на момент написания событий: ареста Росса Ульбрихта, отца самой одиозной торговой площадки, принимающей биткойны, — Silk Road, и неожиданно мягкого вердикта, который вынес биткойну американский сенат после слушаний, посвящённых «потенциальным рискам, угрозам и обещаниям виртуальных валют».
Ключевым моментом осеннего витка интриги вокруг биткойна стала оценка сенатом любой виртуальной валюты в качестве «легитимной финансовой услуги», причём независимо от того, является ли она централизованной или нет. Соответственно, сенат отказался оказывать государственное давление на развитие криптовалюты и тем самым косвенно дал зелёный свет дальнейшим спекуляциям на биржах вроде Mt.Gox.
Осенью мне казалось, что спокойное отношение американских властей к биткойну определяется безобидностью и беззубостью криптовалюты: «Народные избранники поняли главное: у биткойна, совмещающего в себе обменную функцию со спекулятивными биржевыми играми, нет ни малейшего шанса на превращение в деньги. Дело даже не в том, что идеальные деньги обязаны исключать инвестиционную составляющую в принципе (как это происходит во Freigeld Сильвио Гезеля), а в том, что ни один вменяемый предприниматель не согласится обменивать свой товар и продукт на “деньги”, которые утром стоят 900 долларов за единицу, а вечером — только 200. Стоило сенату убедиться, что биткойн не представляет ни малейшей угрозы святая святых — монополии Федерального резерва на печать денежных знаков, — законодатели тут же озаботились извлечением дополнительного профита. В самом деле: зачем душить курицу, которая приносит удивительные яйца! Хватаешь какого-нибудь очередного Росса Ульбрихта, конфискуешь у него в свою пользу “цифровых игрушек” на 16 миллионов долларов, а эти игрушки вместо того, чтобы обесцениться, только подрастают в цене!»
Прошло всего пару месяцев, но как же радикально изменилась ситуация с биткойном! До того изменилась, что от моих осенних выводов не осталось мокрого места, хотя в оправдание и могу сказать, что картина, открывшаяся нам в самое последнее время, вносила не качественную, а количественную коррективу: биткойн — это не случайный симулякр, вошедший в моду по капризу киберанархистов, а симулякр рукотворный и, судя по всему, сознательно запущенный в оборот теми, кто давно уже контролирует мировую финансовую систему.
Через несколько минут я раскрою читателям фактографию, подвигнувшую меня на коррекцию оценки биткойна, однако сначала хочу обратить внимание на чисто онтологическое обоснование целенаправленного вброса «криптовалюты» теми, с кем эта «криптовалюта» якобы призвана бороться.
В качестве аналогии предлагаю тот самый пиастр ЛГБТ, который вырос на волшебном дереве в Поле Чудес буквально за ночь. Отсчитайте лет 8 назад и скажите, кто в здравом уме и рассудке был озабочен проблемой «социального угнетения сексуальных меньшинств»? Никто! Ни один вменяемый политик, ни одно мейнстримное СМИ, ни одно государство! Если бы в 2005 году нам сказали, что через несколько лет ВСЕ западные демократии, одна за другой, как по команде, изменят законодательство и легализуют содомию, человечество зашлось бы от хохота. Включая тех самых политиков, которые это законодательство послушно и поменяли.
Сегодня мы уже знаем наверняка, что чудеса в мире случаются. Хотя, скорее всего, никогда и не узнаем, в каких небесных канцеляриях была дана невидимая и неслышимая команда о легализации однополых браков. Тем не менее факт остаётся фактом: вчера проблемы не существовало, а сегодня — не только возникла, но и молниеносно была разрешена! Люди даже глазом не успели моргнуть, как уже очутились в совершенно другом обществе.
Возвращаемся теперь к биткойну. «Криптовалюту» запустили в оборот 4 февраля 2009 года. Полных четыре года о её существовании знала пригоршня маргинальных фриков и киберпанков, которые варились в собственном соку и, наверное, продолжали бы вариться и сегодня, если бы что-то где-то не щёлкнуло… и — бац! Ровно год назад (в феврале 2013-го) мировые СМИ словно с катушек съехали: биткойн совершенно грубо, нагло и беспардонно захватил первые страницы крупнейших изданий — в Америке, Европе, Азии, России! Всюду и везде!
Проходит несколько месяцев, но истерия вокруг этого недоразумения вовсе не собирается утихать! Да что там СМИ, теперь к теме биткойна подключаются сначала мейнстримный бизнес, а затем и политики! Все только и делают, что обсуждают «проблему валюты будущего»: одни — предостерегают от бешеной волатильности биткойна на бирже, другие — в диком восторге рассказывают о том, как купили вчера чудо-инструмент за $1, а сегодня он стоит уже $1 000!
Минувшей осенью к истерии подключились сначала «органы» (арест Ульбрихта и конфискация всех его биткойнов), затем политики (слушания в сенате). 2014 год принёс нам совершенно головокружительное развитие событий.
Помните, как нам рассказывали, что ни один вменяемый и уважающий себя бизнес не станет принимать биткойны в качестве оплаты за свои товары и услуги? Помните? Ведь это было совсем недавно — ещё осенью? Знаете, как дела обстоят сегодня? Биткойны уже принимают — держитесь крепко! — Reddit, Virgin Galactic, Overstock.com, OKCupid, CheapAir.com и Gyft.com!
Знаете, что такое Gyft.com? Это контора, продающая (теперь в том числе и за биткойны) подарочные сертификаты (Gift Card), которые, в свою очередь, принимают Amazon, Barnes & Noble, Crate & Barrel, Target, Sears, CVS, Hyatt Hotels, Kohl’s, Burger King, Applebees, Victoria’s Secret, Land’s End, Facebook, Groupon, Banana Republic, the Gap, кинотеатры AMC и Fandango, Whole Foods, Wine.com, Wine Enthusiast, Papa John’s, Nike, Adidas, Sephora, Sports Authority, Staples, Zales jewelry, Game Stop, FTD flowers, Zappos!!! Практически весь цвет коммерческого интернета Америки!
Но это пока только цветочки. В декабре 2013 года Banc of America опубликовал результаты собственного исследования биткойнов, главным выводом которого стало следующее: «Биткойн в качестве обменного инструмента обладает однозначно высоким потенциалом для роста».
Тогда же JP Morgan обратился в патентное бюро США с заявлением о регистрации собственной «виртуальной наличности», которая один в один напоминает биткойн.
К этому времени «добро» биткойну (после благословения сената) уже дали и Министерство юстиции США, и Министерство государственной безопасности, и ФБР, и Федеральный резерв!
Фантастика, не правда ли? Ещё вчера все пугали страшилками об угрозах «отмывания доходов международным терроризмом» (а российская прокуратура – видимо, по инерции — продолжает пугать и поныне), а сегодня и крупнейшие банки, и правительственные структуры, и рядовой бизнес дружно интегрировались в систему биткойна. Как такое возможно?
Сегодня я полностью разделяю гипотезу, согласно которой биткойн придумал и запустил в оборот не мифический «японский хакер» (которого в глаза никто никогда не видел и который исчез со всех радаров почти сразу же после первой эмиссии криптовалюты), а те самые Большие Деньги (в инкарнации Федерального резерва и его таких неведомых и одновременно всем так хорошо известных акционеров), которым андерграунд-панк-анархо-пиратско-крипто-валюта биткойн несёт якобы смертельную угрозу.
Лично для меня всех этих «неожиданных совпадений» достаточно, чтобы поверить в тесные родственные связи биткойна и пиастра ЛГБТ (равно как и в близость «криптовалюты» к кольцу Саурона!). В свою очередь, читателей-скептиков приглашаю ознакомиться с блестящим теоретическим (с позиций экономической науки) обоснованием гипотезы о биткойне как креатуре Центробанков, которое дала Изабелла Каминская в своём блоге на портале клуба Financial Times Alphaville. За барышней я давно слежу с восхищением (см. мой пост в НДС «Цивилизованыне формы Исполнительного Приказа №6102»), поэтому за качество её аргументов отвечаю.