Bitcoin стала первой в истории пиринговой криптовалютой, завоевавшей всемирное признание. Создатели научно-фантастического телесериала Almost Human даже ввели в сюжет эту виртуальную валюту, которая в недалёком будущем, в 2048 году, становится универсальным платёжным средством.
«Компьютерра» очень много писала о Bitcoin в самых разных аспектах и с самых разных точек зрения, поэтому всех интересующихся подробностями именно о ней отсылаем к материалам по соответствующему тегу. Здесь же мы поговорим исключительно о нескольких потенциальных конкурентах этой виртуальной валюты, не обсуждая ни рисков, ни других практических особенностей таких проектов.
Открытый код сделал Bitcoin легковоспроизводимой, поэтому сегодня существует масса альтернативных криптовалют, ряд которых достиг солидной рыночной капитализации, но при этом они заметно отличаются от оригинала и выглядят значительно привлекательнее. Привлекательнее прежде всего потому, что для их майнинга ещё не требуются ресурсы промышленного масштаба, как это происходит сегодня с Bitcoin, а также благодаря высокой скорости подтверждения сделки. К тому же специалисты считают одновременное использование нескольких криптовалют положительным фактором, позволяющим снизить волатильность и повысить их привлекательность и влияние в мировой экономике.
Рыночная капитализация каждой криптовалюты указана по данным СoinMarketCap.
Litecoin
Рыночная капитализация — $549 718 412
Главная альтернатива Bitcoin на рынке криптовалют — это, конечно же, Litecoin, у которой уже есть масса собственных клонов. Она основана на доработанном коде Bitcoin и имеет целый ряд отличий.
В системе Bitcoin и её производных применяется система подтверждения на хешах, генерируемых по алгоритму SHA-256. На сегодня разработаны чрезвычайно мощные специализированные микросхемы, на фоне которых эффективность обычных видеокарт уже приблизилась к нулю.
Litecoin и её производные, в свою очередь, используют алгоритм Scrypt, который более требователен к объёму оперативной памяти и на момент написания этих строк привязан к графическим процессорам. В Litecoin критически важны именно объём памяти и специализированная микросхема, которая могла бы заменить видеокарту, но не была бы заметно эффективней, разве что экономичней.
В отличие от Bitcoin, в которой появление дешёвых специализированных чипов быстро изменило ситуацию, производные Scrypt будут ещё долго зависеть от графических процессоров, даже после выпуска любых совместимых микросхем. Более того, достаточно внести в код Scrypt минимальные изменения, чтобы кардинально повысить требования к оперативной памяти и сделать любые разработанные к тому моменту чипы бесполезными.
Dogecoin
Рыночная капитализация — $53 685 922
С технической точки зрения Dogecoin представляет собой клон Litecoin, причём для раскрутки создатели воспользовались известным интернет-мемом — собакой «Doge» Сиба-ину, которая общается англоязычными фразами со специфической грамматикой. Широкую известность «догкойны» получили благодаря инициативе по сбору средств на поездку ямайской сборной по бобслею на Олимпиаду в Сочи: было cобрано $30 тыс. пожертвований, которые затем были обменены на биткойны.
Dogecoin, запущенная в прошлом году, успела завоевать много поклонников, причём на Reddit был даже создан специальный бот, позволяющий участникам сервиса награждать догкойнами других за понравившийся пост или комментарий.
http://www.youtube.com/watch?v=xcaltexImW0
Считается, что у Dogecoin есть неплохие перспективы стать универсальной интернет-валютой для подарков и мелких сделок: сейчас она недорога (0,05 рубля на сегодня), но и майнинг требует совсем немного ресурсов.
Peercoin
Рыночная капитализация — $110 896 487
Запущенная в 2012 году программистом, скрывающимся под псевдонимом Санни Кинго, криптовалюта Peercoin сейчас занимает почётную четвёртую ступень по капитализации после Bitcoin, Ripples и Litecoin. В отличие от тех же Bitcoin и Litecoin, в Peercoin отсутствует аппаратное ограничение на максимальную общую сумму средств, однако в систему заложен алгоритм, обеспечивающий ежегодный уровень инфляции в 1%.
У Peercoin, основанной преимущественно на коде Bitcoin, есть принципиальное преимущество перед прототипом: если первая использует исключительно метод proof-of-work (то есть доказательства выполненной работы), то здесь для обеспечения безопасности дополнительно применяется и метод proof-of-stake (доказательства владения долей), который вдобавок даёт и высокую энергоэффективность, выделяя заметные ресурсы исключительно на подтверждение транзакций.
При этом прибыль в Peercoin распределяется не только среди майнеров, но и среди владельцев, держателей пиркойнов. Идея в том, что чем дольше владелец удерживает средства, тем больше он получает: тот самый инфляционный процент одновременно стимулирует развитие сети и ограничивает её чрезмерное расширение.
Метод proof-of-stake также позволяет предотвратить так называемые «атаки 51%», когда единоличный владелец 51 или более процентов вычислительных мощностей способен разрушить систему. Во-первых, цена майнинга 51-процентной доли всех пиркойнов теоретически может значительно превысить стоимость приобретения 51% мощностей, необходимых для их майнинга. Во-вторых, при «атаке 51%» вложения самого агрессора окажутся под угрозой обесценивания. Проще говоря, для майнинга 51% и более блоков нужно уже иметь 51% пиркойнов, что делает из потенциального атакующего главного пострадавшего.
Primecoin
Рыночная капитализация — $12 626 274
Primecoin, придуманная в 2013 году автором Peercoin Санни Кингом, — одна из немногих криптовалют, использующих для майнинга мощности только центральных процессоров.
В Primecoin ресурсы центрального процессора используются для поиска последовательностей Каннингема — то есть последовательностей сверхбольших простых чисел, что даже имеет определённую научную ценность. Сложность майнинга в Primecoin нарастает плавно, на каждом блоке, но её главное достоинство в том, что она использует исключительно центральный процессор: вы даже можете одновременно генерировать какие-то другие криптокойны с помощью графического процессора.
Как и в случае с Peercoin, у Primecoin нет строгого ограничения конечного объёма эмиссии, он регулируется Законом Мура путём внесения улучшений в аппаратное обеспечением и алгоритмы майнинга. Такая схема, по мнению Санни Кинга, лучше всего отражает реальный недостаток золота в природе.
* * *
В заключение нельзя не прокомментировать заявление пресс-службы Центробанка России, в котором государственные финансисты грозят пользователям виртуальных валют тем, что они якобы могут рассматриваться (кем?), как лица, ведущие противоправную деятельность, отмывающие доходы, полученные преступным путём, и, конечно же, финансирующие терроризм. При этом биткойны и прочие «виртуальные валюты» называются там «денежными суррогатами» — понятием, определение которого не дано ни в одном законе РФ и потому юридически ничтожно. Но, самое главное, что биткойны не имеют даже типичных признаков денежных суррогатов, то есть имитации денежных средств, поскольку у них нет конкретного эмитента, их оборот происходит исключительно без посредников и они могут быть средством сбережения и накопления.
Статус послания пресс-службы ЦБ как «информации» свидетельствует о том, что в самом Банке России прекрасно понимают: они в принципе не имеют никаких правовых способов регулирования обращения каких бы то ни было криптовалют. Собственно говоря, как и во всём остальном мире — ведь в этом и заключена сама природа, сама суть криптовалют, эмиссия которых не зависит ни от каких государственных органов каких-либо стран. Не случайно все известные зарубежные уголовные дела, так или иначе связанные с биткойнами, возбуждались вовсе не по факту самого использования таких криптовалют, а по фактам мошенничества и прочим традиционным основаниям. То есть пользование биткойнами — это вовсе не преступление само по себе, как нас зачем-то пытаются убедить в Центробанке, криптовалюта — это лишь возможное средство совершения преступлений. Как известно, убить может и пузырёк воздуха, но это не повод объявлять его вдыхание преступлением. Наконец, пока ещё никто, кроме ЦБ РФ, не придумал обвинить пользователей биткойнов в терроризме.
Впрочем, уровень так называемого «законотворчества» в современной России допускает появление самых абсурдных текстов, по недоразумению продолжающих называться законами. К большому сожалению для страны, нынешнюю власть в целом характеризует поразительно узкий кругозор, интеллект пещерного человека и психология трёхлетнего ребёнка. Её пугает всё, чего она не понимает, а не понимает она практически всего в современном мире. И единственная защитная реакция, на которую она способна, — запретить то, что её пугает.
Принципиальная неэффективность таких методов очевидна: когда ребёнок закрывает глаза, он тоже считает, что спрятался. Когда «отменяют» зимнее время, само зимнее время никуда не исчезает, а название «Новая Москва» не превращает сельский регион в мегаполис с небоскрёбами. В любом случае политика игнорирования объективной реальности и существование в придуманном мире с «духовными скрепами» из позднего средневековья — это дорога в никуда. И чем быстрее это поймут в руководстве государства, тем выше у нас шансы не оказаться на обочине истории.