Важнейшим символом индустриальной эпохи был и остаётся двигатель внутреннего сгорания. Ну а одной из важнейших, хоть и не вертящихся, деталей карбюраторного мотора являлись и являются свечи зажигания, изобретённые когда-то механиком Робертом Бошем, и ныне с превосходным качеством производимые концерном Robert Bosch GmbH. А вот теперь германский промышленный гигант начинает ориентироваться на новый перспективный рынок – рынок «интернета вещей», для работы на котором создана фирма Bosch Connected Devices and Solutions.
Есть в фантастике популярный жанр — альтернативная история. Рассуждения о том, что было бы, если… «Если», впрочем, предполагается обычно на военно-политическом уровне, что имеет давние корни: ещё Тит Ливий рассуждал, что было бы, пойди Александр Македонский на Рим, и как славно квириты бы его разгромили… Научные и технологические альтернативы — как у Василия Щепетнёва в «Седьмой части тьмы», где нет уравнений Максвелла и опытов Герца, — рассматриваются редко. А ведь даже победа двигателя внутреннего сгорания над паровым мотором в соревновании тепловых машин не была однозначно обусловлена.
Двигателям Отто — двухтактным, а затем и четырёхтактным, газовым и бензиновым — мешало отсутствие надёжных систем зажигания смеси. Они могли обеспечить КПД более высокий, чем тогдашние паровые машины, но надёжно и экономично работать могли, лишь когда воздушно-топливная смесь в цилиндре вспыхивает в точно заданный момент времени, обеспечивая приближение цикла работы к циклу Карно. А добиться этого было трудно, нужные технические средства отсутствовали. Первый двигатель Отто зажигал смесь от открытого пламени…
Потом появились калильные головки (может быть, кто-то из читателей занимался авиамоделизмом и сталкивался с калильными двигателями), позаимствовали зажигание от более раннего газового двигателя Ленуара, где применялись гальванические элементы и индукционная катушка… Но — калильное зажигание плохо регулируется; думаю, кто-то наверняка сталкивался с паразитным калильным эффектом — зажиганием смеси не от искры, а от перегретых деталей… Ну а у гальванических элементов беда та же, что и у современных аккумуляторов, — ёмкость.
И вот за решение проблемы (а она была очень серьёзной: ещё немного — и интерес изобретателей и потребителей переместился бы к паровикам) взялся владелец штутгартской мастерской Werkstätte für Feinmechanik und Elektrotechnik Роберт Бош (Robert Bosch, 1861–1942). Биография молодого механика была очень похожа на биографию нашего М. Т. Калашникова — всего лишь восемь классов школы в Ульме, работа, получение специальных знаний во время службы в инженерном батальоне, вольное слушание лекций в Высшей технической школе Штутгарта… Интересно, что за заказами творец мира автомобилей ездил на велосипеде.
Фирма возникла осенью 1886 года и занималась установкой и ремонтом входящих в быт электрических устройств, в том числе информационных, первых телефонов, и автоматических — вроде сигнализаторов уровня воды. В 1889 году ему поручают создать систему зажигания для заводского стационарного двигателя. И в ходе этих работ Бошем изобретается магнето — специализированный генератор постоянного тока, возбуждаемый постоянным магнитом и имеющий интегрированную в конструкцию высоковольтную катушку зажигания — да ещё и совершенствуются свечи зажигания, в них применяются керамика и жаростойкие сплавы.
Магнето, берущее энергию от вала двигателя, причём вполне эффективно на малых оборотах, избавило автомобили и мотоциклы от громоздких и малоёмких батарей, поспособствовав победе бензина над паром; впрочем, это произошло не сразу, первое время магнето и свечи шли на стационарные моторы и лишь в 1897 году были установлены на трицикл De Dion Bouton. Но уж тогда эти достижения создали массовый рынок автоэлектрики, укрепив позиции Боша на нем. Он строит новый завод для магнето и свечей в Штутгарте, ещё один — во Фрайбурге, открывает представительства по всему миру.
Дальше появляются катушки многоискрового, более надёжного зажигания, распределитель зажигания… Затем — на новом витке развития технологий, в 1913 году — человек, избавивший автомобиль от гальванических элементов, представляет электростартер, избавляющий от танцев «со шлангом, которым машину заводят», но требующий мощных и надёжных аккумуляторов. В своём завещании Бош распорядился направлять дивиденды на цели благотворительности… Ну а основанный им концерн ныне один из крупнейших производителей не только автомобильной, но и бытовой электроники.
И вот — новый виток технологий. В канун Рождества 2013 года Robert Bosch GmbH объявляет о создании новой дочерней фирмы — Bosch Connected Devices and Solutions GmbH, ориентированной на поставку подключённых устройств и комплектных решений с поддерживающими сервисами на растущий рынок «интернета вещей». Задачи формулируются глобально: Фолькмар Деннер (Volkmar Denner), председатель совета директоров Robert Bosch GmbH, говорит ни больше ни меньше как о желании объединить виртуальный и физический миры («We want to connect the virtual and the physical world«).
От кого-то другого такие слова звучали бы прожектёрством, но их произносит глава концерна, производящего гигантский ассортимент промышленной и потребительской продукции, значительная часть которой уже созрела для подключения к Сети. Скажем, стиральные машины могут включать себя в то время, когда энергокомпании предлагают электричество по самым низким тарифам. Тут, кстати, решается одна из проблем альтернативной энергетики — её неритмичность, зависящая от света и ветра, да ещё и нагрузки на сеть. «Умный» забор энергии может ощутимо стабилизировать электросеть.
Вспомним, что когда-то механик Роберт Бош колесил на велосипеде по Штутгарту, в поиске заказов на дистанционные сигнализаторы уровня воды. А теперь говорится о датчиках «умного» дома, которые, получая из интернета данные о погоде — и не вспомнить уже, с какого момента перестал смотреть на градусники за окном, доверяясь погоде на планшете или смартфоне — и, «почувствовав», что окна открыты, дадут исполнительным механизмам приказ их закрыть. Ну а когда приближается если и не шторм, то сильный ветер, закроют ещё и защитные жалюзи…
И телефонные аппараты когда-то делал Бош. И, исходя из его активного маркетинга, можно предположить, что были они не городской сети (она вряд ли отдала бы свой хлеб с маслом молоденьком механику), а «локальными», какими-нибудь заводскими… И вот сейчас речь опять заходит о локальной связи. Но уже в рамках М2М, «интернета вещей». Умные штепсельные вилки, «smart plugs», смогут передавать приказы в рамках локальной сети «умного» дома, распоряжаться включать жаровой шкаф на приготовление жаркого и СВЧ-печь на разогрев булочек…
То есть речь идёт о добавлении новых функций в ту технику, которую Robert Bosch GmbH уже производит. Очень логичный шаг, который будет формировать новый рынок Internet of Things точно так же, как когда то появление магнето и керамических свечей с жаростойкими электродами сформировало глобальный рынок автомобильной энергии, на котором «Бош» уже тогда занял прочные позиции. Ну а глобальный рынок тесно связан с глобальными перевозками, в чем фирма со 126-летней историей имеет огромный опыт. И опыт этот сейчас будет применён в «интернете вещей».
Вещь ведь мало добротно разработать и качественно произвести. Её ещё надо доставить потребителю. А учитывая нынешнюю глобализацию производств, дорога эта может быть весьма долгой: рогатая деревянная вешалка в хозмаге рядом нынче производится во Вьетнаме… Поэтому очень разумно встроить в упаковки партий товара датчики, которые будут следить за процессом их транспортировки. Датчики состояния, которые в родстве с акселерометрами смартфонов, покажут, насколько бережно перегружали товар, кидали ли, кантовали, трясли…
Датчики температуры и влажности продемонстрируют, в каких условиях его везли, насколько долго оставляли у рельс под дождём или на портовом, орошаемом солёными брызгами солнцепёке. Датчики систем позиционирования — если в ход пойдёт Северный морской путь, то пригодится и наш ГЛОНАСС — покажут, где находится и куда движется партия товара, упростят процесс её розыска при пропаже. Это важно в условиях быстрорастущей интернет-коммерции, и Robert Bosch GmbH, являющаяся глобальной фирмой с разветвлённой сетью отделений по миру, имеет хорошие шансы предоставить надлежащий сервис.
Надежды на Das Internet der Dinge und Dienste германские инженеры и предприниматели возлагают серьёзные, и создание новой фирмы подтверждает это. Находиться штаб-квартира Bosch Connected Devices and Solutions GmbH будет в Ройтлингене, офисы разместятся в индийском Коямпуттуре и в китайском Сучжоу. И ожидается, что стоящие первыми в очереди на производство микроэлектронные датчики и исполнительные механизмы окажут на глобальную экономику индустриальной эпохи не меньшее воздействие, чем на индустриальную эру повлияли магнето и свечи зажигания…