Экономические циклы, которым подчинена хозяйственная жизнь планеты, дают о себе знать по-разному. Для людей, всё ещё являющихся основной рабочей силой, они проявляются в росте или уменьшении безработицы (поэтому так пристально следят деловые обозреватели за числом просящих пособия в США). Для роботов же спады и подъёмы активности проявляются в виде снижения и подъёма объёмов поставок. И вот на основании предварительной статистики можно сделать вывод, что вне зависимости от состояния мировой экономики в целом уходящий 2013-й был очень удачен для робототехники.
Попробуем вначале проиллюстрировать мысль о связи экономической конъюнктуры и поставок роботов. Вероятно, все читатели, за исключением уж самых юных, помнят кризис 2008 года, учинённый лихими финансистами и их хитроумными деривативами. Чёрная магия финансов столь сильна, что выдача ипотечных кредитов безработным афроамериканцам в конченом счёте сказалась на продажах трудолюбивых железных работников: взглянем на диаграмму, составленную Международной федерацией робототехники.
Как видим, падение в 2009 году было очень сильным и наглядно показало, что мир высоких технологий никак не может изолировать себя от глобальной экономики, от идущих в ней процессов… И видно, что, как бы ни ругали планетарных финансистов, с кризисом тогдашним справились довольно быстро и эффективно: в 2010 году поставки промышленных роботов, одного из перспективнейших видов высокотехнологического уровня, вернулись на докризисный уровень, а в 2011-м взлетели до рекордного.
Некоторая коррекция рынка (так эвфемистически обзывают падение продаж, чтобы не ввергать покупателей и своих сотрудников в панику), которую мы видим на диаграмме в районе 2012 года, объясняется очень интересным эффектом. Дело в том, что электронная отрасль, в какой-то момент ставшая основным потребителем промышленных роботов, которые бережно перемещали кремниевые «вафли» и испытывали смартфоны, устройствами этими на какое-то время насытилась. А вот автомобильная индустрия, наоборот, стала потреблять их более интенсивно (она один из ведущих потребителей ИТ-отрасли).
Уменьшались в 2012 году поставки роботов в металлургию и в машиностроение. А вот химическая промышленность, производство резинотехнических и пластмассовых изделий (тесно связанные с индустрией автомобильной) закупки роботов увеличивали. Повысила их потребление и пищевая промышленность; она производит самую массовую продукцию: ест-то семимиллиардное население планеты регулярно, по несколько раз в день, и к традиционным машинам-автоматам (сложность и остроумие устройства которых отмечали и ведущие конструкторы отечественной «оборонки») ныне добавляются более «гибкие» роботы.
Очень интересна география поставок роботов. Около 70% из поставленных в 2012 году 159 346 роботов отправились в Японию, Китай, США, Корею и ФРГ. Лидировала тут Япония, закупившая 28 700 устройств. На втором месте идёт Китай, импортировавший 23 тысячи роботов (но, кроме того, установивший неизвестное число роботов своего производства — скажем, от Foxconn). Впрочем, и без железных людей от Hon Hai Precision Industry армия роботов Поднебесной растёт быстрее всех в мире, прибавляя по 25% ежегодно с 2005-го по 2007-й. А вот США — всего лишь третий потребитель в этом списке…
Третий, хотя в 2012 году поставки роботов для янки (в значительной степени для автомобильной промышленности) возросли на 9%, достигнув 22 414 единиц. То есть, несмотря на то значение, которое в американских деловых кругах придают реиндустриализации, возврату производства в США из Юго-Восточной Азии, роботов богатейшая и самая высокотехнологическая экономика планеты потребляет меньше, чем Япония и даже изобильный людскими ресурсами Китай. Интересный факт, не правда ли?
А вот Республика Корея даёт нам очень интересный пример для иллюстрирования процессов цикличности поставок промышленного оборудования, в том числе и роботов. В 2012 году закупки ею роботов падали, причём очень серьёзно, на целых 24%. Но даже в этом, столь сильно урезанном виде они составили 19 400 единиц. Дело в том, что в течение 2010–2011 годов Корея переоснащала свои автомобильные и электронные предприятия. И теперь железные люди должны отрабатывать сделанные в них вложения… И когда видишь, что без малого 400 роботов приходится в Корее на 10 тысяч работников, то понимаешь, почему «корейцев» так много и в гараже, и в офисе, и дома…
Уменьшала свои покупки роботов в 2012 году и Европа. ЕС в целом установил у себя 41 200 устройств — на 6% меньше, чем в рекордном 2011 году, когда поставки составили 43 600 штук. Лидировала в робототехнике Германия, на заводы которой пришло 17 500 роботов. Впрочем, это было на 10% меньше, чем в 2011 году. Наблюдались аналогичные корейским процессы относительного насыщения робототехникой автомобильных заводов. Так что потребителем преимущественно выступало общее машиностроение, в котором цикл технического перевооружения только начинался.
А вот теперь, завершив столь длинный обзор ситуации прошлого года (просим прощения у читателей, но добротная статистика, несмотря на развитие информационных технологий, подбивается долго), мы можем перейти к состоянию рынков робототехники в году уходящем, но пока ещё нынешнем. Прежде всего дадим слово президенту Международной федерации робототехники Артуро Барончелли (Arturo Baroncelli). Итальянский инженер, избранный в 2013-м на эту должность, говорит о том, что год был хорошим для роботов и статистика первых девяти месяцев показывает рост во всех сферах.
А вот американская Robotic Industries Association приводит более подробные данные. Согласно им, за первые девять месяцев 2013 года продажи промышленных роботов в США возросли по сравнению с результатами девяти месяцев 2012 года, причём весьма значительно — до 17 645 единиц, что даёт прирост в 14,6% в штуках, и на сумму в $1,1 миллиарда, что показывает увеличение денежного объёма в 9%. Поскольку нет оснований считать, что «средний робот» за год стал глупее и слабее, то мы можем сделать интересный вывод о падении стоимости промышленных роботов на североамериканском рынке.
Причём процессы роста поставок роботов в США разворачивались на фоне кризисных явлений в американской экономике, и прежде всего автомобильной промышленности. Автоиндустрия как раз заказы сократила, причём очень серьёзно, на 22% с начала года. Зато рост потребления роботов электронной и медицинской промышленностью, индустрией пищевой и потребительских товаров исчислялся двузначными цифрами. Так что общая численность установленных роботов в США уступает только японской: их 232 тысячи!
И перспективы рынка Джефф Бёрнстайн (Burnstein), президент Ассоциации промышленной робототехники, оценивает весьма оптимистично. По его мнению, роботов имеют не более чем десять процентов фирм, где они могли бы принести пользу (причём уже при нынешнем уровне развития технологий). И МСБ — малый и средний бизнес — к оценке перспектив использования робототехники приступает только сейчас. Во всяком случае такие выводы можно сделать по опросам компаний, представляющих 90% североамериканского рынка.
Так что ситуация на мировом рынке роботов в целом была в 2013 году вполне оптимистичной. И отечественные разработчики, трудящиеся в этом сегменте, вполне могут производить конкурентоспособную продукцию — вроде роботов-тягачей для калужского завода Samsung, о которых мы рассказывали в материале «“Интернет вещей” ловит ветры глобализации«. Но вот насколько реализуется этот потенциал?
Разговоры о необходимости восстановления былой промышленной мощи принимают практически характер заклинаний. Но сколько же роботов установила в 2012 году наша страна? Цифры предельно низкие, 307 роботов, причём 65% из них, как утверждается, пошло в рамках прямых инвестиций в автомобильную промышленность — вероятно, в сборочные заводы известных мировых фирм, которые можно наблюдать в соседней губернии. А в Турции — 985 штук… А крошечная Чехия установила тысячу… И — нет ни малейших признаков того, что 2013-й, хороший для мировой робототехники, был удачным для России годом.
Давайте подведём итоги. Индустриальное производство в информационную эру невозможно без массовой роботизации, даже при многочисленном населении: об этом нам говорит пример Китая («Армия роботов…«). И потенциал для применения роботов есть даже и в МСБ — о необходимости развития которого в нашей стране много говорится. Так не следует ли нам резко — на государственном уровне — повысить внимание, уделяемое этой отрасли высоких технологий?