Производители читалок — устройств для чтения цифровой литературы с дисплеями на электронных чернилах — в конце марта преподнесли совершенно неожиданную новость. Две компании, разделяющие лидерство по продажам скачиваемых книг, поделились планами постройки своих онлайновых магазинов приложений для платформы Android. Первая из упомянутых, Amazon.com, портал уже запустила: Amazon Appstore, помимо программ, предлагает обширный каталог музыки, периодики, а в перспективе здесь появятся фильмы. Второй участник, Barnes&Noble, известная семейством ибуксов Nook, обещает распахнуть двери похожего веб-маркета в течение апреля.
Но для чего компаниям, добившимся статуса законодателей мод в книготорговом бизнесе, понадобилось лезть в софтверную индустрию, где правят Apple и Google? Первая и самая очевидная версия — диверсификация бизнеса: Amazon с B&N пытаются расширить владения, сделав ставку на смежном растущем рынке.
Однако есть и другое объяснение. Эпоха читалок подходит к концу, и в течение нескольких лет эти дешёвые, но узкоспециализированные устройства будут вытеснены планшетными компьютерами.
Читалки и планшетки — два самых ярких мобильных открытия последних лет. Планшетки хвастаются большим цветным экраном, вычислительной мощью, сопоставимой с настольными системами, и широким ассортиментом приложений, определённым столь же широким спектром их потенциальных применений. Читалки сосредоточены на нескольких функциях и пока в массе своей наделены лишь чёрно-белыми экранами, зато демонстрируют чудеса автономности, работая неделями без подзарядки.
Внешняя схожесть и некоторая функциональная взаимозаменимость делают закономерным вопрос о возможности слияния двух типов в одно универсальное устройство. Но до настоящего времени такому объединению мешал целый ряд объективных факторов.
Планшетки молоды, а потому пока не сумели убедительно доказать свою полезность: в отличие от древних мертворожденных Tablet PC, медиапланшеты — класс устройств, спроектированных с прицелом на пальцевый ввод и эксплуатацию на ходу — появились ровно год назад. Они прожорливы в смысле энергопотребления, не в последнюю очередь благодаря своим замечательным экранам, и исправить этот недостаток на текущем этапе развития электроники не представляется возможным без значительного ухудшения производительности. Наконец, опять же из-за ультрасовременной элементной базы, они весьма дороги.
По причине новизны, точной статистики продаж нет ни для планшеток, ни для читалок, хотя разрозненные полуофициальные данные позволяют аналитикам утверждать: у покупателей оба типа устройств пользуются сейчас примерно одинаковой популярностью. Наглядная иллюстрация тому — периодически всплывающие сообщения об успехах на том и другом фронте. Электронные книги уже делают своих авторов миллионерами (см. «Бестселлер в домашних условиях: рецепт успеха от Аманды Хокинг») и тянут целые издательства (10% продаж у Random House, которым очень гордится его валаделец, медиагигант Bertelsmann). Планшетки поедают долю ноутбуков (см. «RIM PlayBook: новая надежда планшетной альтернативы») и в следующие два года могут увеличить своё поголовье вчетверо.
И всё же равновесию не суждено удержаться долго. Вопреки несовершенству электроники, неясной пользе и высоким ценам, и потребители контента, и его поставщики уже отдают заметное предпочтение многофункциональным устройствам.
Говорят, читать с экрана планшетки не так удобно, как с электронно-чернильного. Но факты упрямая вещь: владельцы iPad, Xoom и Galaxy Tab читают, и читают много. Сегодня книги, доступные для той же Kindle, можно приобрести и на любой планшетной платформе, воспользовавшись соответствующим приложением от Amazon. И именно на планшеты ориентируется молодая индустрия электронной периодики: платные цифровые версии журналов и газет пока ещё редкость, но если они появляются, то в первую очередь в виде приложений для айпад-подобных.
Спрос на планшетки со стороны потребителей контента встречен пониманием со стороны поставщиков. Точной статистики опять же пока нет, но даже в первом приближении многофункциональное устройство оказывается выгодней узкоспециализированной читалки. Возможности последней ограничены литературой и, в редких случаях (Kindle), мелким разделом образовательных программ и музыки. Владельцу читалки не продашь фильмы, игры, да и приложения вообще — его «денежный потенциал» урезан скудными техническими характеристиками устройства.
Тенденция едва наметилась и пока вряд ли может обеспокоить тех производителей, для которых читалки — лишь занятный эксперимент. Но для Amazon и B&N, производящих собственные устройства и сформировавших вокруг них крупные экосистемы, игнорировать случившиеся перемены недопустимо. В такой ситуации логично ожидать от них собственных планшетных инициатив. Именно это и происходит сейчас на наших глазах.
Несмотря на то, что магазин приложений Barnes & Noble ещё не запущен, компания находится в более выгодном положении по сравнению со своим конкурентом. Последняя модификация её читалки, Nook Color, по сути представляет собой планшетку под управлением Android, функциональность которой искусственно ограничена книгами.
B&N пошла на риск, отказавшись от использования в своём устройстве дисплея E Ink. Зато сейчас может превратить Nook в планшетку буквально одним движением руки: в апреле (вместе с открытием веб-магазина) компания выпустит предназначенный для этого программный апдейт. Энтузиасты-самодельщики, не дожидаясь официального патча, нашли способ самостоятельно ставить на Nook Color обычный Android, и свидетельствуют: вычислительной мощности с запасом хватает на веб-сёрфинг и игры, а жидкокристаллический экран способен отображать видео.
Amazon подошла к проблеме с другой стороны. Первым делом она запустила свой магазин приложений для Android, использовать который могут владельцы далеко не всех устройств на этой платформе. Это странное решение легко объясняется, если допустить, что компания работает над собственной планшеткой, к моменту выпуска которой магазин уже будет отполирован до блеска.
Слухи о секретном проекте курсируют больше года, подпитываемые косвенными доказательствами вроде нанимаемых Amazon специалистов по LCD-дисплеям и покупке компаний, работающих над тактильными интерфейсами. Аналитики прочат амазоновской планшетке большое будущее, упирая на богатый опыт компании в интернет-рознице и хорошо знакомый западным покупателям брэнд.
Таким образом уже до конца года два крупнейших производителя устройств для чтения цифровых книг переориентируют свой бизнес на планшетки. Исчезнут ли после этого читалки? Конечно нет. Вероятней всего, ибуксы сумеют удержать занятую узкую литературную нишу, где будут благоденствовать долгие годы. Однако в конечном счёте поправку внесёт уже технический прогресс — и устройства планшетного формата сольются в один универсальный, многофункциональный тип.
Работа над дисплеями следующего поколения — сравнимыми по энергопотреблению с электронно-чернильными, а по быстродействию с жидкокристаллическими — кипит, и результаты обнадёживают. Среди перспективных разработок E Ink Triton и, похоже, главный претендент, Qualcomm Mirasol — гибрид жидких кристаллов с подзабытыми ныне микроэлектромеханическими системами (MEMS). Обе разработки, пусть и в небольших масштабах, уже выведены на рынок.
Но появление универсального, удобного компактного цифрового устройства — не единственное приятное следствие слияния читалок и планшеток. Другим побочным эффектом такого объединения станет перестройка ценовых уровней. Сегодня психологически важной отметкой для планшеток считается 500 долларов, и производителям трудно удержать даже этот минимум (слишком высока себестоимость). Однако маломощные читалки давно обосновались в ценовой категории 200 – 300 долларов, причём сюда вписывается даже весьма популярный Nook Color.
Поиск компромисса между возможностями производителей и реальными потребностями пользователей в условиях нарастающей конкуренции (к iOS и Android скоро добавятся BlackBerry Tablet OS и Win 7) продолжается. И очень вероятно, что золотая середина для универсальной планшетки будущего окажется значительно ниже стартового планшетного минимума сегодня.