В лагере MS Windows зреют большие перемены: не все варианты самой популярной ОС чувствуют себя одинаково хорошо. Windows Phone набирает пользовательскую массу беспрецедентно быстро, а за пользователями идут девелоперы: согласно свежим опросам, каждый третий разработчик планирует освоить эту платформу в следующем году. Полноценная десктопная Windows наращивает обороты значительно медленней, но и она к настоящему моменту работает почти на каждой десятой персоналке и получает каждую неделю почти по две тысячи новых приложений. А вот Windows RT — странный планшетный отпрыск — похвастаться не может ничем: от неё отвернулись друзья, у неё почти не осталось поклонников, и только Microsoft упрямо не желала списывать её со счётов. Но сдалась и она. Промолчав почти два месяца после запуска Windows 8.1, софтверный гигант дал понять, что готов обрезать ветку RT.
Первый намёк на то, что Windows RT была ошибкой и Microsoft следовало бы ограничиться единственной Windows для всех устройств, от мала до велика, сделал один из высших чинов компании ещё в сентябре. А на днях совершенно прямо о том же говорила исполнительный вице-президент Джули Ларсон-Грин, курирующая хардверные инициативы корпорации: у нас, мол, три операционных системы, и мы не собираемся держать их все. Дату казни, естественно, не озвучили, но общее мнение аналитиков теперь сводится к тому, что жить RT осталось в лучшем случае до следующего большого обновления Windows. И вот ведь незадача: хоть близится её последний час, мало кто может похвастаться, что знает, для чего вообще Windows RT появилась на свет!
Пока Windows RT загибается, а десктопная «Восьмёрка» пытается низвергнуть засидевшихся на троне «Семёрку» и XP, Windows Phone стала настоящим героем. В третьем квартале по скорости приращения рыночной доли она обставила всех конкурентов, включая и Android. Теперь каждые три месяца в мире продаётся около 10 миллионов устройств под её управлением.
Нет, формально ничего сложного в вопросе нет. Предназначение Windows RT, проклюнувшейся ещё в 2011 году, состоит в управлении планшетками, причём планшетками с микропроцессорами семейства ARM — единственно применимыми на тот момент для построения таких устройств. Выпуская RT, Microsoft сделала смелый шаг в сторону от ею же самой созданных традиций: в отличие от «полноразмерной» Windows 8, RT можно получить только предустановленной, совместимость со старыми версиями операционки отсутствует, равно как и прямая совместимость с десктопной Windows (читайте: сброшен груз древних API), зато наличествует общий пользовательский интерфейс и MS Office. Лёгкость должна было сделать RT-устройства (за конструирование которых взялись сама Microsoft и её партнёры) достойными конкурентами iPad и Android-планшеткам, а «Windows-подобность» и «Офис» обеспечить ей решающее преимущество.
В реальности, однако, всё пошло наперекосяк. Даже омолодившаяся, урезанная Windows оказалась слишком тяжёлой для ARM-железа, так что о конкуренции с iPad пришлось забыть. Мелкие недоработки и отсутствующие функции сделали как минимум трудной интеграцию RT-устройств в корпоративные интранеты. О приложениях и говорить не стоит: несовместимость планшетной и десктопной Windows смутила покупателей, а это, в свою очередь, отпугнуло разработчиков. Вот так и получилось, что к моменту выхода версии 8.1 все — и аутсайдеры, и сама Microsoft — стали рассматривать Windows RT скорее как коллекцию ошибок, которые следует проанализировать и постараться не повторять.
Софтверный гигант признаёт ошибку маркетинга: компании следовало продвигать RT как отдельный, самостоятельный и самоценный продукт, дав ему ясное, отличное от Windows имя. Фактически даже подкованный в цифровых вопросах человек не всегда способен распознать, работает ли на конкретном устройстве полноценная Windows 8 или только Windows RT: различия старательно стёрты, везде стоит логотип Windows без дополнительных опознавательных знаков (кульминацией стала Surface 2, у которой упоминание RT исчезло даже из имени). Это запутало и напугало потенциальных покупателей, так что продавались планшетки с Windows 8 плохо, а с Windows RT — ещё хуже (продажи Surface RT — самого популярного представителя RT-семейства — составили в лучшем случае несколько сотен тысяч экземпляров), возвраты были частыми, минувшим летом Microsoft списала почти миллиард долларов за нераспроданные планшетки, а её партнёры все до единого отказались от производства RT-устройств. На данный момент только Microsoft продолжает держаться за RT, продавая Surface 2.
Сторонние наблюдатели, однако, выделяют ещё две ошибки. Во-первых, Microsoft вышла на планшетный рынок слишком поздно, аккурат в кризис перепроизводства, назревавший уже два года назад. Кризис заставил производителей отказаться от планшетных амбиций или сильно перетряхнул продуктовые линейки, сбил цены и вывел в свет новые аппаратные решения. Представьте себе: на западных прилавках уже лежит минимум одна 8-дюймовая планшетка с полноценной MS Windows 8 — а значит, места для RT между Windows Phone и Windows 8 не осталось.
Во-вторых, Microsoft попыталась запустить новую операционную систему во времена, когда подобные новинки уже никому не нужны. Провал Windows RT свидетельствует, что пользователи желают получить не знакомый «рабочий стол» и несколько привычных приложений, а систему с наследием — в виде программных интерфейсов и прикладного софта. Это стоило бы помнить каждому, кто соберётся писать операционку с нуля: уж если такому асу операционных систем, как Microsoft, не удалось убедить консьюмеров, есть ли шансы у одиночек и небольших коллективов?
Что дальше? Windows RT вряд ли просто уничтожат. Следуя общему курсу на слияние стационарных и мобильных платформ (см. «Даёшь конвергенцию!»), Microsoft, вероятно, срастит её с Windows Phone, сблизив API и вычистив излишки (собственно говоря, работа уже кипит, и 8.1 в этом плане сильно продвинулась по сравнению с «Восьмёркой»). Тем временем расстояние между Phone и десктопной Windows 8 сокращается до ничтожного — и Microsoft вот-вот перестанет делить свои операционные системы по типам устройств. Один набор программных интерфейсов, один апп-стор, а в конце концов и одна ОС.
Ждать результата можно уже весной 2015-го, когда вместо очередной серии апдейтов, скорее всего, и появится первая новая большая унифицированная версия MS Windows для всех и для всего.