Основатель Amazon и глава аэрокосмической компании Blue Origin Джеффри Безос (Jeff Bezos) заявил, что разрабатывает автоматическую систему доставки заказов при помощи дронов. Программа получила название «Prime Air». Несмотря на свою инновационность, она стала лишь одной из многих подобных инициатив в сфере электронной коммерции.
В интервью ведущему программы «60 минут» Джефф Безос отметил, что основная доля в Amazon приходится на товары небольшой массы. Беспилотники с восемью винтами обладают достаточной грузоподъёмностью и могут доставить их быстрее курьера:
Схема может показаться фантастикой, но это реальность. Мы можем обеспечить доставку в течение получаса предметов массой до 2,3 кг. Они составляют примерно 86% всех наших товаров. Схема очень «зелёная», поскольку дроны используют электромоторы. Это гораздо лучше, чем объезжать заказчиков на грузовиках.
Управляющий сервер Prime Air рассчитывает общую массу товаров в заказе, определяет географические координаты заказчика и вычисляет время, требуемое для полёта в обе стороны.
Если все параметры оказываются в рамках допустимого, то для первого свободного дрона с заряженными батареями формируется задание на доставку. В случае, когда масса слишком велика и товаров более двух, предпринимается попытка выполнить разделение заказа и доставить его в несколько этапов.
По расчётам, октокоптеры способны доставлять грузы в радиусе шестнадцати километров. Это максимально автономная система, риск человеческой ошибки в которой сведён к минимуму.
http://youtu.be/dyxXLHT7H1E
После обработки заказа товар со склада упаковывается в лёгкие пластиковые контейнеры, габариты которых сравнимы с коробками для обуви. Они перемещаются по конвейерной ленте к беспилотным аппаратам, фиксируются захватами и отправляются в путь.
Дроны определяют по GPS своё текущее местоположение и координаты места посадки. По прибытии на место БПЛА может оставить заказ во дворе дома или дождаться команды от клиента.
http://youtu.be/vG5a8crMHPM
Технически всё выполнимо уже сегодня. Основная проблема касается лишь согласования полётных заданий. По текущей схеме оно невозможно, а получение разрешения от Федерального управления гражданской авиации может затянуться.
Сейчас в США разрабатываются новые положения о порядке регулирования полётов беспилотных аппаратов в коммерческих целях. Зная неповоротливость бюрократической машины, в Amazon надеются запустить сервис в ближайшие четыре–пять лет.
В Китае уже практикуется подобная система использования дронов для доставки полезных грузов на малые расстояния.
В южной провинции Гуандун служба доставки SF Express проводила испытания октокоптеров, в ходе которых грузы массой до 3 кг успешно доставлялись в радиусе ста метров. Это актуально для работы в помещениях ресторанов и кафе, магазинов, развлекательных комплексов и библиотек.
В Австралии аналогичный сервис будет ориентирован в первую очередь на книги. Его запустят уже следующей весной.
http://youtu.be/y9MPQCPbsqE
С марта 2014 года любой заказавший книгу в компании Zookal сможет воспользоваться услугой её экспресс-доставки в радиусе трёх километров от делового района в центральной части Сиднея. Книгу доставит один из гексалётов компании Flirtey через несколько минут. Дрон будет висеть в воздухе некоторое время, ожидая команды от клиента. Если заказ не будет принят, БПЛА улетит с ним обратно.
При внедрении систем беспилотной доставки остаётся множество нерешённых проблем — таких как время автономной работы дронов, избежание их столкновения с птицами, влияние на безопасность полётов традиционных средств воздушного транспорта и риск вандализма. Однако уже сейчас очевидно, что за этим направлением будущее.