За разговорами об ультрабуках, планшетках, смартфонах, облаках и прочих новомодных способах поглощения контента, легко забывается столь же простой, сколь и беспощадный факт: устройством номер один по сей день остаётся телевизор. О том, чтобы грубо вытеснить его из среднестатистического жилища, никто и не мечтает.
Но уже несколько лет ИТ-гиганты работают над идеей, которая может произвести незаметную революцию. Скажем, лет через пять телевизор по-прежнему будет играть важную роль в жизни абсолютного большинства, но не удивляйтесь, если телевизионный кабель станет для такого аппарата всего лишь опцией. Значит, революционеры добились своего: идея Smart TV — умного телевизора — нашла отклик в сердцах обывателей.
Пока даже название нельзя считать утверждённым, но как бы ни называли его сторонники — смарт-ТВ, гибридным ТВ, интернет-ориентированным ТВ или просто умным ТВ — важно, что речь идёт о телевизоре, не о телевидении. Аналогично тому, что уже произошло с мобильным телефоном, перенявшим часть компьютерного функционала и превратившимся в смартфон, адепты умного ТВ предвидят появление смарт-телевизора, который совместит функции классического телеприёмника и PC.
Технически задача решается предельно просто. В телевизор имплантируется, либо подключается извне портативная приставка — по сути, маломощный компьютер с обязательным доступом в Интернет. Производительности такой приставки достаточно для выполнения стандартных десктоп-операций, как то: воспроизведения видео и музыки, просмотра фотографий, чтения почты, веб-сёрфинга и т.п. Как правило, вместе с приставкой предлагается и условно-бесплатный цифровой сервис, через который предоставляются эксклюзивный контент и услуги (доступ к платным архивам телепередач, фильмотеке и пр.).
Важно, что всё это медийное богатство доступно прямо с любимого дивана, на широком экране и без лишних сложностей. Достаточно обычного пульта управления, и только в редких случаях понадобится ТВ-клавиатура.
Теория гласит, что со временем у владельца смарт-ТВ возникнет естественное желание обрезать телевизионную антенну. Есть ли смысл платить кабельному или антенному оператору, предоставляющему недешёвый доступ к ограниченному набору каналов, если через Интернет можно получить то же самое дешевле, а выбор контента несравненно шире? И практика подтверждает теоретические выкладки. Так в США два года назад из числа тех, кто смотрит телевещание в Сети, 3% отказались от платной антенны. А в нынешнем году их доля увеличится вдвое. На Западе таких смельчаков в шутку называют телеотщепенцами, cord-cutters (от англ. cord — шнур и cutter — резчик).
Увы, дорожка к успеху для смарт-ТВ оказалась тернистой. Взрыв популярности, ожидавшийся уже в этом году, не состоялся. Возможных причин множество, но выделяют две. Во-первых, концепция умного телевизора пришлась не по душе обывателю: превращение телеприёмника в интерактивное устройство, требующее осмысленного управления за рамками въевшегося в сознание «вперёд-назад», и пока ещё сравнительная дороговизна препятствуют массовому внедрению. С другой стороны, производители развлекательного контента тоже напуганы — возможными переменами.
Сформировавшаяся модель дистрибуции через кабельные и спутниковые сети приносит поставщикам контента хорошие барыши, а появление конкурирующей системы в лице смарт-ТВ обещает масштабную перестройку и образа потребления, и схемы дистрибуции, и отношений между поставщиками-продавцами-покупателями. Вот почему, например, в США большинство медиакорпораций (ABC, CBS, NBC и др.), равно как и многие крупные веб-порталы ограждают свои материалы от пользователей умных телевизоров.
Нерешённые проблемы и слабый спрос привели к тому, что концепция смарт-ТВ до сих пор воплощена лишь в небольшом количестве преимущественно опытных образцов. Многие крупные производители бытовой техники (LG, Samsung, Toshiba, Sony, Philips, Panasonic) имплантировали соответствующий функционал в свои телевизоры, но преимущественно ограничились узким набором функций, исключающим, к примеру, веб-сёрфинг. На общем фоне выделяются две инициативы с наивысшими шансами на успех, и — парадокс! — принадлежащие компаниям, с телевизионной спецификой дела не имевшими. Это Google TV и Apple TV.
Они стартовали в разное время: Apple TV в 2007, её конкурент от Google тремя годами позже. Они противостоят друг другу технически и функционально: платформа Google построена на чипе Intel Atom и способна выполнять почти полный набор десктоп-функций, тогда как Apple использовала собственный ARM-процессор и ограничилась воспроизведением цифровых медиа. Apple производит свою приставку сама, тогда как Google только разработала схему и подыскала партнёров (Sony, Logitech). Даже идеологически они противоположны: Google TV не ограничивает выбор поставщиков контента, тогда как Apple TV завязана на iTunes и ещё несколько ресурсов. Но, совершенно разные на первый взгляд, две этих смарт-платформы при ближайшем рассмотрении всё-таки оказываются близнецами.
Пережив тяжёлые первые годы, Google TV и Apple TV к настоящему моменту оформились в стандартные портативные компьютеры, работающие под управлением мобильных операционных систем: Android и iOS соответственно. Таким образом, несмотря на новизну идеи, умный телевизор оказывается хорошо знаком публике и разработчикам — ведь для обеих ОС написаны сотни тысяч приложений, теоретически, работоспособных и полезных не только на планшетках и смартфонах, но и на телевизорах.
Конечно, потребуется некоторая адаптация, чтобы учесть, например, отсутствие тачскрина и удалённость пользователя от экрана (всё это шутливо называют 10-feet experience — опытом трёх метров). Но Google уже открывает доступ пользователям своих смарт-ТВ к магазину Android Market, а Apple без сомнений сделает то же в ближайшем будущем.
Пока продажи слабы. 99-долларовая приставка Apple TV продаётся примерно по миллиону экземпляров в квартал и компания считает её своим хобби. Статистики для Google TV (присутствующей на рынке в форме 99-долларовой приставки Logitech Revue и интегрированной в некоторые модели телевизоров Sony) нет, но известно, что покупатели встретили первую редакцию этой платформы холодно: Revue часто возвращают, а чтобы привлечь публику, Logitech и Sony были вынуждены значительно снизить цены.
Но о прекращении попыток никто и не заикается. Обратите внимание, чем занят сейчас Эрик Шмидт (бывший CEO, но по-прежнему председатель совета директоров Google): он готовит европейский запуск второй редакции Google TV (под управлением Android 3.x), планируя начать осенью с Англии, а к весне продолжить экспансию в других странах Евросоюза.
Google учла американский опыт и, параллельно с общественным мнением, пробует выйти на контакт с британскими производителями медиаконтента, заручиться их поддержкой. Вялый старт платформы компанию не тревожит: телевизор — не компьютер, люди меняют его гораздо реже. И так или иначе, уже через пять лет Шмидт надеется увидеть смарт-функционал в топовых моделях каждого производителя бытовой электроники.
Что касается Apple, аналитики дают голову на отсечение: под руководством Тимоти Кука приставка Apple TV превратится в полноценный Apple-телевизор — шикарную плоскопанельную систему, управляемую iOS. Дата ожидаемого релиза — конец следующего года.