На протяжении 15 лет при установке культового MP3-плеера на компьютере уши пользователей пилил джингл, смысл которого пролетал мимо, как фанера над Аризоной: «Winamp, it really whips the llama’s ass!» («Winamp, ты реально круто хлещешь по заднице ламу!»).
Что вертелось в голове Джастина Франкеля, когда он придумывал фразу-зацепку для своего программного творения, восстановить сегодня уже не представляется возможным, однако софтину он залудил знатную: $80 млн за два года — как вам такой персональный Гиннесс?!
В 1997 году 19-летний пацан-хакер из деревни Седона (штат Аризона) налабал плеер, который умел проигрывать только-только входящие в моду MP3-файлы. Плеер был чудовищный, код — ещё более жуткий, с учетом профессиональной биографии Джастина Франкеля. Начинал он методом тыка: вызвался установить локальную сетку в родной школе, для которой даже набросал некое подобие почтового frontend’a.
Направление мыслей Джастина можно представить по второй программе, им написанной: keylogger для слежения за компьютерами приятелей. Кульминация деструктивного нонконформизма (вот она — Ее Величество Матушка Панк-Культура!) — в названии «компании», от имени которой юный Франкель клепал свой код. Nullsoft — с жирным таким намеком на Microsoft, однако же и со скромностью, достойной уважения (если программы редмондских кудесников достойны оценки micro, что же говорить о null?).
В 1996 году Джастин Франкель поступил в Университет штата Юта по специальности «компьютерные науки», однако через полгода оттуда вылетел. Свободного времени было много, голод не мучил (папа Джастина, Франкель-старший, — самый настоящий юрист), и Джастин набросал код музыкального плеера, который получил название Winamp. В какой мере идея и реализация плеера принадлежали ему, а в какой — его приятелю Дмитрию Болдыреву, мы здесь и сейчас выяснять не будем.
О том, что представлял собой первый Winamp, я знаю не понаслышке не только потому, что скачал плеер практически сразу, как он появился в Сети. В те годы я тесно сотрудничал с замечательной компанией «Мультимедиа технологии» и вместе с её ведущим программистом Владом Дмитренко готовил обучающий курс TeachPro Internet (второй нашей совместной работой стала программа TeachPro Internet Trading, из которой затем вырос vCollege).
В свободное от прямых обязанностей время Влад денно и нощно корпел над собственным MP3-плеером, рисовал для него сменные «шкурки» и напрямую состязался с Winamp по эффективности работы (почему-то главным критерием в те годы выступала лишь загрузка процессора — видимо, из-за общей хилости и хлипкости Windows 98).
Джастин Франкель за работой Влада Дмитренко следил очень внимательно и всегда реагировал на появление каждого нового билда. Реагировал, между прочим, с большим достоинством и дружелюбием. Дело в том, что плеер Влада был на голову лучше Winamp’a, потому как, используя те же библиотеки, создавал чуть ли не в три раза меньшую нагрузку на процессор. Франкель это дело знал и писал Владу краткие письма: «Nice work», «Well done» и в том же духе.
Дальнейшая судьба двух плееров сложилась по-разному: Winamp благодаря американскому сегменту интернета взлетел на вершину популярности, а плеер Влада (забыл, как он называется: Влад, если ты читаешь эту «Голубятню» у себя там в Австралии — напомни старику 🙂 ) благодаря захолустности рунета сошел на нет.
Ну а если серьезно, то, конечно, не сошел: Влад просто забросил его развитие, погрязнув в рутине подневольных программерских забот.
В 1998 году Winamp скачали более 15 миллионов пользователей. Программа была donation-ware, однако без всяких подлостей, подковёрной рекламы и лича: Джастин предлагал каждому, кому плеер понравится, подарить ему $10. Иногда выходило под $100 тысяч дохода ежемесячно.
В июне 1999 года великая и ужасная America-On-Line (AOL) купила компанию Nullsoft вместе с музыкальным порталом Spinner.com за $400 млн, расплатившись собственными акциями. Джастину Франкелю лично на руки досталось 522 661 бумага AOL (по тогдашнему курсу — $59 млн). Жизнь, как вы понимаете, удалась.
Попав под контроль AOL, Джастин Франкель по инерции и наивности продолжал заниматься тем, что ему нравилось: программированием, балансировавшим на грани запретного. Его первое крупное детище — пиринговая сеть Gnutella — вызвало истерику в рядах управленцев Time Warner, которая в те годы аккурат готовилась к слиянию с AOL. «Гнутеллу» из корпоративного сервера Nullsoft выбросили, однако Франкель не унимался: написал поисковый движок MP3-файлов и патч для AOL Instant Messager, который блокировал всю рекламу в хозяйской программе.
Терпение AOL лопнуло, и она прикрыла к чёртовой матери осиное гнездо — офис Nullsoft в Сан-Франциско, уволив 450 сотрудников. В ответ Джастин Франкель хлопнул дверью, оставив своего любимого ребёнка — Winamp — сразу после выпуска пятой версии.
На выпуск следующей, половинчатой версии 5.5 у AOL ушло четыре года (октябрь 2007-го). В ней имелось много новых фич (поддержка обложек альбомов, широкая локализация и т. п.), однако не было понятно главное: зачем AOL это фриварное бремя, за которое компания десятью годами ранее заплатила по глупости десятки миллионов долларов?! Winamp — это продукт совершенно иной культуры и цивилизации.
Ладно там сам MP3, с существованием которого копирастическая мафия с годами была вынуждена примириться. Но кросс-платформенная Shoutcast, разработанная в недрах все той же Nullsoft и тесно интегрированная в Winamp?! Каким местом этот рассадник халявной музыки может соединиться с фасадом копирастического Мордора, каковым является AOL при Warner Brothers?
Вопрос риторический — никаким местом. Тем не менее AOL стоически тянула лямку до последнего. Наконец — свершилось: 20 ноября 2013 года вместе с анонсом версии 5.666 (хороший юмор) AOL заявила не только о прекращении разработки Winamp, но и — а это уже сюрприз! — об отключении загрузок и ликвидации самого портала Winamp.
Если б всё ограничилось традиционным свёртыванием проекта, AOL можно было бы понять и никакого особого информационного повода я бы не имел. Эка невидаль — испустил дух очередной старожил интернета, культовый продукт, давным-давно утративший и проигравший популярность. Однако радикальное искоренение инфраструктуры, связанной с Winamp, заставляет серьёзно задуматься.
Ведь портал Winamp — это пусть и пребывающая в летаргическом сне, но все же цельная экосистема: каталог радиостанций Shoutcast, форум, блог, гигантская коллекция «шкурок» (фирменная фича плеера, выпустившая из бутылки псевдокреативного джинна миллионов обитателей интернета), а также превосходная площадка для рекламы всей связанной с музыкой параферналией (вроде Acoustimass 6, которая красуется на баннере BOSE в настоящее время).
Худо-бедно у Winamp есть мобильные приложения для «Андроида» и «Мака», есть какая-никакая, но всё же налаженная система синхронизации. Это добро развивать да развивать. Ан нет: AOL предпочла выкорчевать всё дотла и искоренить саму память о некогда гремевшем на всю планету MP3-сообществе.
На мой взгляд, мотивация AOL до того прозрачна, что нет даже нужды затевать дискуссию на эту тему: в мире сегодня повсеместно утверждается новая парадигма — платной музыки, загружаемой принудительно через front-end магазинов вроде iTunes. В этой парадигме нет места дурацким плеерам с индивидуальными «шкурками», а главное — увязкой с бесплатным музыкальным контентом (через Shoutcast).
Полагаю, после убийства Winamp придет очередь Shoutcast, который, конечно, не ликвидируют, но всякие глупости про 51 730 бесплатных интернет-радиостанций изведут дустом так, что даже воспоминания не останется. Как в скором времени не останется памяти и о Winamp.