Компьютерами я заболел в 1989 году, когда и увидел впервые IBM-PC, узнал о существовании MS-DOS, текстового редактора (Word Perfect) и электронных таблиц (Lotus 1-2-3). Мою первую статью, посвящённую компьютерным технологиям, «Компьютерра» опубликовала в 1996-м, и с тех пор «айти-тусовка» стала неотъемлемой частью моей жизни.
Мне много приходилось общаться с компьютерной публикой — и в России, и за её пределами, и повсюду соотношение мужчин и женщин было более или менее одинаковым. Не скажу, что половина на половину: мужчин, конечно, больше — однако не настолько, чтобы вызвать гендерные подозрения. Иными словами, глядя на состав сотрудников ИТ-компании, можно с уверенностью сказать, что занятие это не является чисто мужской прерогативой.
И тут начинается самое интересное. Если вы посмотрите на форумы любого портала, связанного с компьютерными технологиями в частности, и даже с ИТ-индустрией в целом, вы увидите, что женщин, проявляющих активный интерес к обсуждению профильных тематик, не наберётся и 3 %! И это — в лучшем случае. Потому что, если взять форум «Компьютерры» — что сегодняшней, цифровой, что бывшей, бумажной, — женщин на нём нет вообще и в принципе. Да не введёт вас в заблуждение пара–тройка периодически мелькающих женских ников и манера письма, мимикрирующая под слабый пол («я решила», «я установила на своём компьютере» и т. п.): это всё те же мущинки — то ли заигравшиеся в андрогинов, то ли ещё чего тревожнее.
Согласитесь, ситуация и в самом деле специфическая: женщины спокойно соглашаются на работу в ИТ-сфере, однако не демонстрируют при этом сколько-нибудь статистически значимого интереса к самим ИТ-технологиям! Компьютеры как средство получения заработка — всегда пожалуйста. Компьютеры для удовольствия и души — боже упаси. Забавно, не правда ли?
Если вы думаете, что личный опыт в очередной раз увёл меня в сторону от истины, то ошибаетесь: существует весьма показательная (и очень противоречивая!) статистика на этот счёт. Эта самая статистика и подвигла меня на обсуждение «женской темы», которую раньше для себя никак не артикулировал, хотя и отдавал себе отчёт в её актуальности.
Британская The Guardian опубликовала недавно статью Белинды Пармар, озаглавленную «Женские журналы игнорируют технологии и унижают женщин». В общем-то, ничего нового из крика души госпожи Пармар мы не узнаем, потому как достаточно самому полистать любой женский журнал, чтобы убедиться в поразительном безразличии не то что к компьютерам, но к любым технологическим штучкам, однако статистика всё-таки поражает: менее 2% журнального пространства приходится на любую информацию, имеющую хоть малейшее отношение к технологиям!
Статистические данные получены из исследования восьми самых популярных британских женских журналов, однако, учитывая ведущую тройку — Glamour, Elle и Marie Claire, — можно не сомневаться, что в других странах дела обстоят точно так же: не желают журналисты (скорее всего, наверное, журналистки — имея в виду профиль изданий) рассказывать своим читательницам ни про компьютеры, ни про смартфоны, ни про планшеты, ни про музыкальные центры, ни про телевизоры, ни про что-либо другое, связанное с микросхемами, чипами и прочими непонятностями!
Соответственно, женские журналы полностью сосредоточены на моде, косметике, приватной жизни звёзд и том, что называется lifestyle. Ах да: и на смазливых мужчинках тоже, разумеется.
Было бы наивно полагать, что СМИ, специализирующиеся на женских изданиях, участвуют в каком-то всеобщем зловещем заговоре, целью которого является отрыв прекрасного пола от высоких технологий. Женские СМИ столь же меркантильны, что и любые другие, поэтому на идеологической мякине их не проведёшь: они всегда будут писать и печатать только то, что пользуется спросом. Информация о компьютерных технологиях (и технологиях вообще) в женских журналах отсутствует не потому, что тайные рептилианские правители мира спустили такую резолюцию, а потому что эта информация женщинам не интересна!
Нет на компьютерные темы спроса, вот и не затрагиваются они в женских профильных журналах! Не хотят красавицы ничего про это знать, и всё тут. В статье Белинды Пармар есть восхитительная иллюстрация «технологического невежества», царящего в «гламурном царстве»: в разговоре с редактрисой одного из ведущих британских глянцевых изданий она помянула отсутствие статей, посвящённых технологиям, на что получила решительный отпор. «С чего вы взяли? Мы очень серьёзно относимся к технологиям», — возмутилась редактриса и в качестве доказательства показала статью размером в один абзац, в которой рассказывалось о новой модели кофеварки.
Только не подумайте, что я лишний раз решил поглумиться на затёртую тему «блондинок». Это была бы тоска зелёная! Ведь я как раз и начал свою реплику с констатации парадокса: в бизнесе, связанном с компьютерными технологиями, полно женщин, зато на ИТ-форумах их практически не бывает вообще. Форум в данном случае я использую не как метафору разжижения мозгов на почве ИТ-помешательства, а как синоним чистого интереса к тематике. Каким бы экзальтированным ни был типичный посетитель форума на компьютерном портале, он, помимо всего прочего, ещё и искренне интересуется всеми этими железками, программками, прошивками, смартфонами и синими зубами.
Так вот: возвращаемся к парадоксу. При всём очевидном равнодушии к высоким технологиям, женщины демонстрируют совершенно поразительное притяжение к объектам этих технологий. Признаюсь, я даже не поверил в следующие цифры, которые приводит Белинда Пармар в своём исследовании: ежегодно среднестатистическая британка тратит на косметику 279 фунтов стерлингов, а на технологические гаджеты — держитесь крепко! — 394 фунта!
Но и это ещё не все: «Женщины тратят больше денег, чем мужчины, на приобретение смартфонов, в полтора раза больше — на покупку других технологичных гаджетов, а также оказывают определяющее влияние при совершении 57% покупок, связанных с новыми технологиями».
Любопытная информация, не правда ли? Увы, сенсация здесь — не более чем иллюзия. Во-первых, нужно понимать природу пафоса Белинды Пармар: она — генеральный директор агентства Lady Geek, которое «вдохновляет женщин на изменение мира с помощью технологий». Во-вторых, если мы внимательно приглядимся к деталям «сенсационной» статистики, то заметим, что весь сенсационный интерес женщин к технологиям завязан на ключевое слово — «новые». Британские женщины тратят свои 294 фунта в год не из любви к технологиям как таковым, а из любви к новым технологиям. Читай: ко все тем же сенсационным, гламурным, ярким, разрекламированным, модным штучкам-дрючкам.
Иными словами, импульсы мы наблюдаем точно такие же, что и при покупке модной сумочки, платья, косметики, духов и т. д. А жаль. Очень уж хотелось поверить в чудо.
Впрочем, Белинда Пармар не унывает: на подходе новый модный тренд — носильные гаджеты а-ля iWatch и прочие вкусности. Так что, глядишь, мы станем свидетелями новой волны женского интереса к высоким технологиям!