18 ноября Nintendo начала продажи своей новой игровой консоли, Wii U. И всего семь дней спустя отчиталась о первых результатах. Ждали полного провала, слабого старта, чего угодно, только не того, что произошло на самом деле. Wii U стартовала уверенно и даже сильно, и въезжает в рождественский сезон с оптимизмом, которому позавидуют многие планшетки-смартфоны.
За первую неделю в Соединённых Штатах продано 400 тысяч экземпляров приставки, первая партия реализована полностью, на интернет-аукционах спекулянты предлагают новинку с 20% наценкой. Со дня на день Wii U появится в Европе и Японии, где темпы ожидаются примерно такие же (есть данные, что предзаказы исчисляются миллионами штук). Что ж, даже Wii шесть лет назад показала лишь чуть лучший результат, так что аналитики нехотя констатируют: Nintendo всё ещё опирается на солидный фан-фундамент.
Чисто технически, Wii U может рассматриваться как попытка догнать конкурентов, давно обзаведшихся графикой высокого разрешения и сверхмощными микропроцессорами. За 300 долларов покупатель получает 8 Гбайт памяти, режим HD и современный видеоускоритель, интернет-инструментарий (от веб-браузера до доступа к официальному веб-магазину программного обеспечения Nintendo), одностороннюю совместимость с предшествующей моделью (Wii), от которой подойдут и софт, и периферийные устройства.
Но кроме выросшей вычислительной мощи, Wii U это ещё и новая концепция. Вместо привычного геймпада здесь одноимённый манипулятор, больше напоминающий планшетку: собственный экранчик (6 дюймов, 854х480 точек, сенсорный), набор клавиш и джойстиков, видеокамера, беспроводное соединение собственно с приставкой (подключаемой к телевизору). Манипулятор Wii U можно использовать как просто средство для управления игрой, так и как самостоятельное игровое устройство.
Впрочем, полностью раскрыть его функционал только предстоит. В нём спрятано множество приятных сюрпризов, сейчас задействованных минимально, либо не используемых вовсе: стилус, микрофон, чип NFC (радиосвязь для малых расстояний, может пригодиться, например, для обмена контентом с другими мобильными устройствами). Таким образом гарантируется масса новых впечатлений, равно как и новые горизонты домашних развлечений.
Двойная схема — необычный и рискованный ход. Да, Nintendo таким образом добавляет новому продукту привлекательности в глазах покупателя: планшетки сегодня — штука модная, получить разом игровую приставку и планшетку наверняка захочется многим. Но что если консюмеру не понравится идея держать дома ещё одно айпадоподобное устройство? Что если избалованному прелестями iOS и Android обывателю геймпад Wii U покажется недоразвитым? Тем хуже, что для Nintendo, которая, как и многие японские вендоры микроэлектроники, переживает сейчас не лучшие времена (попросту, либо теряет деньги, либо работает «в ноль»), это игра ва-банк, крупнейшая ставка в её истории.
В эпоху дефицита идей, тупой гонки за цифрами (тактовая частота, память, пиксели и т.д.), Nintendo упрямо позиционирует себя как приверженца инновационного подхода, противопоставляя «ремесленникам» вроде Sony, Microsoft. Руководители компании несколько нескромно выпячивают эту свою особенность как уникальное достоинство: мол, просто более быстрых процессоров и красивой картинки нынче уже недостаточно, чтобы убедить покупателя. Но и самих по себе «новаторских фишек» тоже вряд ли хватит, чтобы гарантировать успех.
Запуск Wii U сопровождается буквально фейерверком проблем. Программного обеспечения явно недостаточно: из родного софта только две дюжины игрушек, пусть и самого высокого класса (New Super Mario Bros U и подобные). Доступ к медийным сервисам-коллекциям (YouTube, Hulu и т.п.) в основном отсутствует. Скорость работы Nintendo eShop (официальный интернет-магазин) оставляет желать лучшего, да и быстродействие самой операционной системы, управляющей Wii U, вызывает справедливые нарекания: переход от задачи к задаче, от функции к функции растягивается на несколько секунд — по причинам совершенно непонятным. Плюс маловато памяти для хранения купленных в Сети программ, геймпад заряжается от отдельного зарядного устройства (необъяснимое дикое решение), пользовательский интерфейс сырой и плохо продуман, и так далее, и так далее.
Планшетоподобный геймпад позволяет сильно разнообразить диапазон возможных применений игровой консоли. Так, можно продолжить игру на геймпаде, пока остальные члены семьи смотрят любимый сериал по телевизору. А можно и сам геймпад превратить в подобие интеллектуального пульта ДУ. Правда, всё то же самое можно проделать и на современных планшетках, но это уже другой разговор.
Безусловно, большая часть этих досадных мелочей будет исправлена в течение первого года на рынке. Однако и в самом лучшем случае, если недоработки не спровоцируют крупных скандалов, к середине весны Wii U обещают только 16 миллионов проданных экземпляров. Для сравнения: iPad продаётся теперь по 15 миллионов штук каждый квартал. И конкуренты не дремлют.
Microsoft и Sony трудятся соответственно над Xbox 720 и PS4, Apple наверняка представит весной следующую модель своей планшетки, Microsoft выведет следующую модификацию Surface (под управлением Windows 8, не Windows RT), а Google продолжает координировать натиск армии Android. Ничего секретного или неожиданного, просто неумолимая эволюция компьютерного сегмента. Хватит ли Nintendo авторитета и оригинальности, чтобы противостоять этому коллективному натиску?
Сейчас компания может гордиться тем, что у неё получилось. Wii U сметают с прилавков быстрее, чем завозят. Кроме того, не прекращён и выпуск других консолей: по-прежнему сносно идёт Wii (300 тысяч штук за чернопятничную неделю в США), продаются 3DS и DS (по четверти миллиона каждая за тот же период). Но успех Wii, которая была дефицитом аж три года после запуска, повторить уже не удастся (даже на старте Wii U показала худшие продажи). Если же новинка будет продаваться хуже запланированного, Nintendo не избежать денежных затруднений.
Розничная цена Wii U ниже себестоимости, вся надежда только на большую базу пользователей, которая окупит проект за счёт приобретения программного обеспечения, «профессиональных» игр. Но индустрия игр сама по себе в кризисе. Продажи дорогих игрушек в тех же Соединённых Штатах с прошлой осени спикировали на четверть. Причина давно известна: казуальные игры для смартфонов и планшеток — дешёвые, простые, работающие на доступных устройствах.
И вот здесь, как полагают, кроется подсказка, которая позволяет спрогнозировать судьбу участников гейм-индустрии. Nintendo вряд ли сможет привлечь на свою платформу мелких независимых разработчиков, а значит, неизбежно выбывает из игры. Sony ждёт та же печальная участь: может быть телевизоры и компьютеры она выпускать продолжит, но с игровыми приставками ей придётся распрощаться. Зато Microsoft, чья операционная система, Windows 8, работает теперь и на смартфонах, и на планшетках, и на персоналках, а через год наверняка будет работать и на игровой консоли, не просто останется в игровом бизнесе, а перетянет на себя всё одеяло — именно за счёт казуальных игр, (в будущем) легко переносимых на Xbox.
Таким образом, несмотря на уверенный старт Wii U, ориентир остаётся прежним. Игровые консоли обречены. Курс — на казуальные игры и массовые мобильные платформы!