Месяц назад, когда самый известный электромобиль, Model S от Tesla Motors, сгорел на дороге первый раз, дело граничило со скандалом, но обошлось (см. «Гореть, а не тлеть!»). Поспорили насчёт правдивости утверждения Маска, что его машины можно тушить водой, поволновались за загнанные в космическую высь акции компании (в шесть раз с начала года — не шутка!), на том и успокоились. Но когда заполыхало второе, а потом и третье авто, даже самым отъявленным оптимистам стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля. Как известно, один раз — случайность, два — совпадение, три — тенденция. И, учитывая сравнительно небольшое число проданных Model S (меньше 20 тысяч штук по миру), многие стали подозревать конструктивный дефект.
О первом пожаре вы знаете: «низколетящий» электроседан наскочил на некую железяку, ударившую в днище с огромным усилием, пробившую дыру и повредившую в результате одну из секций аккумуляторной батареи, которая спрятана под полом кабины. Водитель, следуя указаниям бортового компьютера, увёл машину на съезд и благополучно покинул салон на своих двоих, прежде чем вспыхнуло пламя. Tesla назвала случившееся «крайне редким стечением обстоятельств», но не прошло и месяца, как Model S заполыхал вновь.
18 октября в Мексике, в городке Мерида, обладатель Model S, находясь за рулём, как говорится, в состоянии алкогольного опьянения, снёс бетонное ограждение и был остановлен большим деревом. К моменту, когда на место происшествия прибыли пожарные, огонь — распространившийся со стороны капота — поглотил большую часть корпуса и сопровождался серией взрывов, записанных очевидцами на телефон.
А 6 ноября «эстафета» вернулась в Штаты: в Теннесси, близ Смирны, Model S практически повторил первый инцидент. Схема абсолютно та же: «полёт» по магистрали, наезд на крупный металлический объект (в этот раз подвернулся фрагмент сцепного устройства для автомобилей), удар в днище, после чего съезд на обочину по указанию компьютера и спокойная эвакуация. Дым показался лишь через пару минут, так что водитель успел даже забрать из салона вещи. А прибывшим пожарным снова довелось тушить объятый пламенем передок. Замечателен третий инцидент тем, что за рулём находился врач, так что высокая оценка безопасности электромобиля, данная им позже («Будь я в обычном авто, с вами бы сейчас не говорил» — так примерно можно перевести его слова), несёт в некотором смысле печать профессиональной.
К настоящему моменту подробности всех трёх аварий известны, и можно выделить минимум два общих аспекта. Во-первых, водители покинули место происшествия самостоятельно (разве что мексиканец сильно — но без последствий — «приложился») и теперь мечтают вновь обзавестись тем же электромобилем и не стесняются рассказывать, как довольны они поведением машины в экстренной ситуации. Во-вторых, во всех случаях возгорание произошло в передней части — и, поскольку под крышкой капота пусто, подозрение падает на аккумуляторную батарею, а точнее, на её защиту в виде шестимиллиметровой бронепластины. Странная недоработка для автомобиля за 70 тысяч долларов и с хорошим клиренсом (6 дюймов отделяет днище Model S от дорожного полотна, хоть на высоких скоростях машина и «присаживает» себя на дюйм для лучшей аэродинамики).
По какой-то прихоти СМИ, форумы и обыватель обратили внимание на второй аспект, но не заметили первого. Седьмого числа глава авторитетной правозащитной организации (Центр по автобезопасности) заявил, что государственное расследование «абсолютно необходимо». И встала на уши биржа: лёгкая коррекция акций Tesla Motors, наметившаяся в сентябре, превратилась в форменный обвал, уничтоживший к настоящему моменту почти треть рыночной стоимости компании.
Впрочем, само по себе масштабное движение акций Tesla, «съевшее» за месяц шесть миллиардов долларов, было ожидаемо. Её бумаги в этом году выросли больше любого другого американского автопроизводителя, и, по признанию биржевых аналитиков, поведение их больше похоже на поведение акций интернет-компаний. Так что и обратная реакция в случае чего будет (и получилась!) столь же динамичной. По-настоящему удивляет другое. На дорогах тех же Соединённых Штатов каждый час случается полторы дюжины пожаров, но на первые полосы почему-то выехала именно Tesla со своими жалкими двумя с половиной возгораниями. (Два с половиной — это потому что мексиканский инцидент американцы склонны игнорировать: мол, раз его не сможет проанализировать Национальное управление по безопасности на дорогах, NHTSA, то и смысла о нём говорить нет.)
Ответ, собственно говоря, известен. Элон Маск с его проектами, призванными изменить мир, служит соусом, под которым можно подать любое блюдо — даже банальный пожар на дороге, коего, уж конечно, во всех трёх случаях было не избежать, если бы вместо Model S фигурировали авто с обычным ДВС. Но ведь волнуется не только пресса. В пятницу, 8 ноября, стало известно, что NHTSA опрашивает свидетелей и, очевидно, готовится начать полномасштабное расследование серии инцидентов с электроседаном. По первой аварии, кстати, Управление давно отчиталось: доказательств, что пожар вызван конструктивным дефектом, не найдено, но теперь, вероятно, государственные эксперты копнут глубже.
Впрочем, не ждите страшных разоблачений. Скорее всего, Tesla уже запустила собственное расследование, ибо реагировать на неприятные факты (буде они обнаружатся), вскрытые сторонними экспертами, конечно же, выйдет себе дороже. Так что если дефект или недоработка есть, мы узнаем об этом от самой Tesla и быстро. Вероятней же всего — вспоминая простоту конструкции и поистине стальное спокойствие Элона Маска перед камерами, — истинная причина скандала даже не в технике, а в неправильной рекламе. Tesla Motors сделала своему четырёхколёсному творению имидж продукта с волшебными свойствами — а волшебные автомобили, понятное дело, не горят (совершенно так же, как компьютеры Apple, например, не ломаются).
Сейчас же до публики начинает доходить, что речь всё-таки о конструкции из обыкновенных металла, стекла и горючих материалов. И в ней — пусть не под капотом, а под полом кабины — спрятана огромная энергия, нечаянно высвободив которую, можно получить эффект, похожий на тот, что случается, когда энергия высвобождается из бензобака. О чём Tesla, похоже, «постеснялась» предупредить как покупателей авто, так и покупателей акций. Как результат — первые в недоумении, вторые направляются в сторону суда: на днях в США подан публичный иск, обвиняющий Tesla во введении в заблуждение относительно пожаробезопасности Model S.
Но как же сами пожары? Ведь ни Nissan Leaf, ни Chevrolet Volt — два наиболее часто приводимых в пример электромобиля/гибрида, эксплуатирующих похожую аккумуляторную батарею и проданных сравнимыми тиражами (Toyota Prius не в счёт, там другой аккумулятор) — на дорогах не горели, и это охотно подтвердили их производители! Неужели и впрямь дефект? Что ж, возможно, дело не в автомобилях, а в водителях. Ни Leaf, ни Volt не созданы для больших скоростей: они ограничивают потолок 145 и 160 км/ч соответственно. А вот Model S — с её космическими формами, заниженным центром тяжести и потолком в 210 км/ч — прямо-таки просится в полёт. И владельцы, надо полагать, ведут себя за рулём соответственно.
Что, кстати, хорошо объясняет единодушное желание «погорельцев» снова купить такую же машину. Уж кто-кто, а они-то понимают: не горевать нужно — радоваться, что живы остались!