На рубеже веков существовала в мире уникальная компания, которая умудрялась совмещать в себе культовый социальный статус с феноменальными биржевыми достижениями. Звали эту компанию Cisco Systems. Почему «звали», а не «зовут», вы скоро узнаете, пока же разовьём тему уникальности.
В некотором смысле Cisco того времени — это своеобразный прототип Apple образца 2011 года: такое же безоговорочное поклонение фанатов при столь же неудержимом росте капитализации. Даже продолжительность «звёздных периодов» сопоставима: у Cisco расцвет пришелся на 1995–2000 годы, у Apple — на 2005–2012-й.
Развивая аналогию, можно предположить, что впереди у яблочной компании такая же коматозная перспектива, что и у Cisco, которая последние 12 лет левитирует в безнадёжном лимбе (см. первый график).
Есть, однако, у компаний принципиальное различие, причём в обоих компонентах своей уникальности. Во-первых, культовый статус Cisco никогда не носил массового популистского характера, присущего Apple: компания оперировала (и продолжает оперировать) в узкоспециализированном секторе рынка (профессиональное сетевое оборудование: маршрутизаторы, концентраторы, коммутаторы, шлюзы, кабельные модемы, IP-PBX и т. п.), поэтому «обожествление» происходило также в среде весьма своеобразного контингента: сетевые администраторы, инженеры, гики, так или иначе связанные с обслуживанием интернет-серверов и корпоративных сетей. Зато уж в этой среде фетишизация идола исполнялась на столь самозабвенном уровне, что никакому Надкусану не снилось: я лично был свидетелем сцены, в которой мой добрый, однако же и гикнутый на всю голову приятель распаковывал в 2001 году свежеприобретённый Cisco router (если не изменяет память — то ли 1800-й, то ли 2000-й серии), а затем ласково поглаживал минут так 15 бока металлической коробки, покачиваясь в состоянии экстатического оцепенения на стуле и приговаривая: «Цисочка… моя любимая, моя дорогая Цисочка!»
Во-вторых, у биржевого статуса Cisco был несокрушимый фундамент: компания являлась не только абсолютным лидером, контролировавшим львиную долю своего сектора рынка, но и символом «интернета» в эндогенном смысле слова: без Cisco создание «серьёзной» (читай: корпоративной) интернет-интеграции было просто немыслимо. Как вы понимаете, статус Apple ни на одном из этапов восхождения этой компании к звёздам даже отдаленно не приближался к такой безусловной исключительности и публичной незаменимости.
В марте 2000 года Cisco заслуженно снискала титул самой капитализированной компании мира (более 500 миллиардов долларов), однако затем в ее судьбе случился совершенно неожиданный, совершенно несправедливый — и оттого совершенно загадочный переворот: столп, на котором в прямом смысле держалась вся виртуальная цивилизация планеты, обрушился вместе с мириадами «доткомовской» шелухи! Акции Cisco, будто какой-то Boo.com, theGlobe.com, inktomi или InfoSpace, сложились карточным домиком вчетверо (на 86%!) и с тех пор (с 2001 года) ни разу даже не пытались возродиться!
Думаете, что-то изменилось в индустриальном статусе Cisco? В том-то всё и дело, что не изменилось ничего! Вы не поверите: сегодня, когда на рынке уже полным-полно новых солидных игроков (чего стоит одна Huawei!) Cisco продолжает контролировать 70% сегмента маршрутизаторов / коммуникаторов! При этом в биржевом смысле компания мертвее выброшенного на берег кита. И главное — нет даже намёка на то, что ситуация сможет хоть как-то измениться в обозримом будущем.
Ну да бог с ней, с биржей. В конце концов та же Cisco блестяще иллюстрирует декоративно-прикладной характер капитализации: по итогам 2013 года доход компании составил $48,6 млрд, а чистая прибыль — $10 млрд (ничего себе рентабельность — 25%!). Активов у Cisco $59 млрд, штат сотрудников — 67 тысяч человек, так что живет компания, кажется, припеваючи и на отсутствие биржевого фавора даже не жалуется.
Проблема, однако, в том, что «припеваючи» — это только видимость. Сегодня на рынке сложилась столь катастрофическая ситуация, что речь для Cisco реально идёт о выживании. В прямом смысле слова. И от того, как сейчас поведет компания, будет зависеть всё её будущее. К великому моему сожалению, то, что мы наблюдаем в исполнении Cisco, сложно назвать адекватной реакцией на нависшую над ней смертельную угрозу.
О какой угрозе идёт речь? О революции, случившейся на рынке сетевого оборудования в 2006 году, когда разработчики из университетов Беркли и Стэнфорда сформулировали концепцию программно-конфигурируемых сетей (Software-defined Networking, SDN) и разработали протокол OpenFlow, который позволяет реализовать независимый от производителя интерфейс между логическим контроллером сети и сетевым транспортом.
Попугав в предыдущем параграфе чутка гоблинов (прямо вижу, как робяты навострили ушки в предвкушении отлова Старого Голубятника на профессиональной айтишной мякине 🙂 ), перевожу разговор обратно в плоскость здравого смысла. В чисто меркантильном отношении SDN открывает перед корпоративными заказчиками новую эру свободы, независимости и финансовой экономии.
Если раньше компании для организации своих сетей были вынуждены покупать у Cisco профессиональное (и жутко дорогое!) оборудование, поскольку вся программная инфраструктура по управлению сетями была в это оборудование интегрирована (на уровне функционала проприетарных операционных системы Cisco IOS и NX-OS), то теперь, с появлением практических решений SDN, у заказчика появилась возможность совместить точно такой же программный функционал с альтернативным железом, стоимость которого на порядок ниже «фирменного» (бренд) решения!
То есть вы понимаете, о чём идет речь? Зачем покупать какой-нибудь Cisco 2921 за 72 тысячи рублей, если можно поручить умельцам из компьютерного отдела собрать из комплектующих сервер за 10 тысяч и установить на него программное обеспечение, которое позволит зеркалить функционал маршрутизатора Cisco за треть стоимости последнего?
Да что там за треть! В сентябре этого года Cisco потирала руки в ожидании формализации предварительных договоренностей с Amazon, которая планировала разместить заказ на сетевое оборудование на сумму в $1 млрд. Этот контракт обещал быть самым крупным в истории Cisco, но в самый последний момент сделка сорвалась, а Amazon заявила о готовности купить концентраторов / маршрутизаторов на … $11 млн! Можете себе представить? Это вместо одного-то миллиарда!
Почему Amazon передумала? Потому что нашла решения своих задач в комбинации «дешевые серверы + SDN». Порядок экономии, которую обеспечивает новая схема, вы можете оценить самостоятельно. Не нужно особых аналитических способностей, чтобы понять: SDN — это в прямом смысле убийца бизнеса Cisco. По крайней мере, убийца этого бизнеса в том виде, в каком он сегодня представлен.
Что Cisco может противопоставить судьбе-злодейке? И что уже делает для собственного выживания?
Для начала компания проанализировала сценарий прямого подключения к новому рынку SDN. Результат оказался неутешительным: вместо $43 млрд годовой оборот Cisco сразу же сократится до $22 млрд. Какие ещё могут быть варианты?
Cisco, похоже, решила разыграть двухходовую комбинацию, напомнившую мне анекдот про «рыбку съесть и косточкой не подавиться». Комбинация называется spin-in и представляет собой обратный (и довольно редкий) вариант spin-off. Весной 2012 года несколько инженеров Cisco отправились якобы, на вольные хлеба и учредили стартап по имени Insieme, который сразу же получил от Cisco финансирование на скромную сумму в 100 миллионов долларов и с головой ушел в разработку решений в духе SDN.
Разработка шла тяжело (почему — скоро узнаем), поэтому в ноябре прошлого года Cisco пришлось доливать еще $35 млн. Финальный продукт ожидали в июне 2013-го, однако что-то опять не срослось — и презентацию отложили до осени. Позавчера (6 ноября) произошло сразу два события: Insieme представила, наконец, готовое решение для создания программно-конфигурируемых сетей, а Cisco в пресс-релизе, приуроченном в основном к выпуску нового железа (коммутатор Nexus 9508), рассказала о покупке Insieme (по слухам — за $700 млн).
Зачем Cisco понадобилось производить мудреный маневр (spin-in) по вынашиванию плода в чреве суррогатной матери? Думаю, перед нами всё то же искушение «рыбкой и косточкой». С одной стороны, Cisco никоим образом не хотела демонстрировать рынку свою слабость и сама кидаться на SDN (кто же после такого станет покупать ее маршрутизаторы?). С другой стороны, у компании не было уверенности, что Insieme сумеет создать такой SDN-продукт, который только и был нужен Cisco.
О каком продукте идёт речь? Вот это как раз самое интересное! Insieme разработала SDN-решение, эксклюзивно заточенное под оборудование Cisco! Иными словами, для того чтобы пользоваться модным софтом (весь философский смысл которого изначально заключался в отвязке функционала от железа!), необходимо непременно купить всё те же старые добрые (и дорогие) коммутаторы и маршрутизаторы Cisco!
Я с огромным удовольствием выслушал бы сейчас мнение какого-нибудь авторитетного специалиста по компьютерным сетям, потому как со скромной колокольни здравого смысла растянутая на два года комбинация Cisco выглядит то ли как безумие, то ли как агония. В лучшем случае — как попытка усидеть меж двух стульев, обречённая на неудачу.
Зачем существующему оборудованию Cisco, и без того оснащённому операционными системами, доработанным до уровня произведений искусства, ещё и какие-то сырые программные решения SDN?! Чем не устраивает NX-OS?! Или Cisco собирается продавать свои коммутаторы / маршрутизаторы со скидками, если клиент предпочтёт комплектацию софтом от Insieme?
Утешает, что в своем недоумении я не одинок: рынок хитрый манёвр Cisco, похоже, не оценил, и бумаги компании после позавчерашнего анонса продолжили свое невразумительное телепание.